Минэкономразвития вывесил на своем сайте Законопроект о банкротстве физических лиц. Сначала законопроект должен пройти независимую экспертизу, затем его направят в Правительство и Госдуму.

Суть в том, что кредиторы смогут подавать заявления о банкротстве должников, если они не выполняют своих обязательств в течение шести месяцев. При этом сумма долга — не менее 50 тыс. руб. В свою очередь, банкроты могут предоставить планы реструктуризации долгов сроком на 5 лет. Если кредиторы не одобрят реструктуризацию, а суды её не утвердят, то все имущество должников дороже 10 тыс. руб. подлежит продаже. Банкротам оставят только жилье (если оно не ипотечное) и деньги в размере прожиточного минимума.

Получается, что законопроект о банкротстве граждан мало чем отличается от аналогичной процедуры в отношении организаций. Однако банкротство считается более мягкой процедурой, чем взыскание по суду. При реструктуризации долги считаются погашенными, а при исполнительном производстве взыскание происходит пожизненно. Если же у заемщика нет никаких возможностей рассчитаться с кредитором, то он сразу объявляется банкротом, и все его ценное имущество, кроме одежды, обуви, бытовой техники, продуктов питания и домашних животных, распродается.

Комментарий

Сергей Гаврилов, Директор Череповецкого филиала УРАО, кандидат юридических наук:

— Скорее всего, необходимо говорить не о правомерности применения данной процедуры, (она станет правомерной в случае, если закон будет принят), а о целесообразности ее установления с точки зрения правовой и социальной эффективности. Необходимо просчитать все возможные риски и предвидеть те проблемы, которые могут возникнуть с принятием данного закона. Вообще, наличие процедуры банкротства, установление определенного регламента должно обеспечивать законные интересы, как должников, так и кредиторов. В этом смысле принятие закона — безусловный плюс. Но вопрос заключается в следующем. Первое: насколько предлагаемый закон совершенен с точки зрения юридической техники? Насколько он позволит предупредить возможные злоупотребления им? Здесь есть определенные сомнения. И второе: как все это будет происходить на практике? То, что потенциально появятся риски злоупотребления процедурой — это безусловно. Однако проблема не только в правовой стороне вопроса. Недостаток экономической культуры населения и потребительский инфантилизм, который наглядно проявился в докризисный период — это серьезное основание задуматься не только о юридическом аспекте, но и о социальном, психологическом. Сфера экономического оборота весьма чувствительна и может болезненно отреагировать на предлагаемую правовую новацию. Лично у меня есть опасения, что данный законопроект, как, к сожалению, и ряд других современных законов будет принят исходя из принципа «примем, а там посмотрим, что получится»...

Данилов Алексей