В России он проводится во второй раз, по инициативе Президента и считается одним из самых престижных профессиональных конкурсов среди педагогов, к тому же и награда за него немалая — 200 тысяч рублей.

Правда, в 2011-м изменились условия: педагоги демонстрировали свои достижения не только в теории, но и на практике, во время очного этапа, который прошел в областной столице на базе Института развития образования. Мастер-классы, сценические уроки — экспертам было на что посмотреть.

«На очном этапе все выглядели достойно, но вместе с тем выбранная форма — мастер-класс — очень сложна в воспроизведении, это особая методика, которой владеют далеко не все, поэтому большинство конкурсантов демонстрировали сценические уроки. А вообще, все учителя показали высокий профессионализм. Но есть и лидеры. К примеру, учитель начальных классов школы № 9 Ольга Александровна Одноворченко, она вторая в рейтинге по общему результату конкурса», — говорит начальник отдела реализации нацпроектов департамента образования Ирина Вихарева.

Сама Ольга Одноворченко признается: так получилось, что к победе ее привели свои же ученики. Еще в осенью третьеклассники озадачили, и не чем-нибудь, а математическими закономерностями… в растениях. Так обычный вопрос перерос сначала в исследования, а затем — и в мастер-класс для учителей, а фактически — интегрированный урок, в котором дети узнают и математику, и окружающий мир, параллельно проводя настоящую исследовательскую работу.

Ольга Одноворченко, являясь победителем различных городских и областных конкурсов, — на самом деле, знаток программы Занкова, по ней она работает уже несколько лет. Это та система, которая развивает не только ребенка, но и взрослого, а значит, педагогу тоже расслабляться некогда: «Дети получают много навыков, в особенности исследовательских, и, работая по этой системе, ребенок очень хорошо развивается. Приходится, конечно, самой очень много читать, узнавать — в этом трудность программы Занкова, но если не развиваться, то и детям может быть скучно на уроке. Да, это лишняя нагрузка на учителя, но в то же время она не дает остановиться на месте».

Коллега Ольги Одноворченко Ольга Далинина, учитель географии 21-й череповецкой школы, свой урок тоже посвятила окружающему миру, подойдя творчески к теме — урок назывался «Властелин дождя». Ее воспитанники не только изучают моря — океаны, но и создают живую модель, проще говоря — играют… Например, в облако.

«Вообще, эта тема в учебном процессе называется «насыщенный и ненасыщенный воздух», — рассказывает Ольга Далинина. — Суть самого учебного материала — показать, как идет процесс образования дождя, объяснить, почему иногда дождь идет, а иногда его нет. Человек способен управлять дождем, но только при условии, если он будет знать законы формирования дождя, механизмы этого явления. Но при этом мне хотелось показать, что, прежде всего, человек должен научиться управлять собой».

У третьей победительницы, Ольги Гороховой, за плечами 24 года работы в школе. Окончив Череповецкий институт, свой путь к победе она начинала в Красавинской школе Великоустюгского района, потом был Череповец, и вот уже почти 15 лет Ольга Горохова — один из ведущих педагогов 21-й школы. Любопытно, но она стала принимать участие в «Золотой тысяче» еще и потому, что в этом году в конкурсе есть очный этап — хотелось и себя показать, и на других посмотреть, ведь на бумаге не всегда раскроешь практическую сторону.

«Моей мечтой всегда было стать учителем начальной школы, здесь больше возможностей для творчества, — говорит Ольга Горохова. — У учителя, который ведет сразу несколько предметов, есть возможность и себя реализовать, и детей раскрыть. Разумеется, все они разные. У кого-то склонности к изучению гуманитарных предметов, у других — к изучению естественно-математического цикла».

Награды победителям будут вручены на торжествах, посвященных Дню учителя.

Важинская Ольга