Участники городского проекта «Госуслуги: ваша оценка» сегодня в восемь часов утра посетили центральный офис компании «Вологдаэнергосбыт» на улице Сталеваров, 56, чтобы проверить многочисленные жалобы населения на происходящее там.

По словам людей, из-за ошибок при начислениях они вынуждены постоянно ходить к энергетикам для сверок, стоять в очередях, причем зачастую все усилия оказываются напрасны.

В течение полутора часов, которые провели специалисты в офисе энергетической компании, серьезных очередей не возникло: к окнам стояли максимум три-четыре человека, обслуживание шло достаточно быстро.

Однако вторая претензия подтвердилась — практически каждый посетитель пришел сюда в негодовании от того, что увидел в квитанции. Многие люди не сдерживали эмоций и не стеснялись в выражениях.

«Я продала квартиру, взяла справку здесь о том, что ничего не должна, специально заплатила за месяц вперед, — говорит череповчанка Любовь Анатольевна. — Люди новые въехали, и вдруг им приходит счет о том, что за ноябрь надо заплатить 300 рублей. А у меня все заплачено! Они мне звонят, я вынуждена оправдываться, мне ведь неудобно, и они во мне засомневались. Первый раз, когда я брала справку, я отсидела здесь три часа в очереди. Поэтому сегодня с ночной смены сразу же сюда побежала».

Большинство утренних клиентов пришли с целыми кипами счетов и прочих подтверждающих документов. «Кто последний разбираться?» — то и дело слышался вопрос на входе.

Начальник сектора клиентского обслуживания «Вологдаэнергосбыта» Олег Мясников обстоятельно рассказал о сложившейся ситуации. По его словам, при переходе на прямые платежи с рядом управляющих компаний возникли проблемы из-за того, что они отказались передавать данные по площадям домов, количеству проживающих и другую нужную для расчетов информацию. Все это привело к неверным цифрам, постоянным перерасчетам и недовольству клиентов.

«Вся беда этой системы в том, что мы не имеем достоверной информации для расчетов, — поделился Олег Мясников. — В течение трех месяцев после того, как мы принимаем дом, мы сами ходим и сверяем показания счетчиков. В итоге после трех месяцев многие привыкают и просто забывают передавать показания. Если счетчики стоят в квартирах, то иногда к ним просто не удается попасть. Бывает, люди сами передают неверные показания: вместо, условно, 100 киловатт человек передает 1000 — лишний ноль приписал. У нас есть счета, по которым так формировались суммы в 600 тысяч рублей. Естественно, мы все это видим и «вычищаем» такие данные, так как это очевидная ошибка».

На обслуживании череповецкого филиала сбытовой компании находится порядка 97 тысяч клиентов. Все они передают показания счетчиков с 23-го по 26-е число. Чтобы справиться с потоком, энергетики ввели девять номеров мобильных телефонов и номер горячей линии в Вологде, показания также можно передавать через ящики в ЖЭУ, Интернет и СМС. Однако все равно клиенты не могут сообщить данные.

Другая проблема — большие цифры в строке за общедомовые нужды.

«К нам приходят и говорят, что мы столько не тратим, у нас пять лампочек в подъезде, — объясняет Олег Мясников. — Но я хочу особо отметить, что ОДН — это не лампочки. Это разница между показаниями индивидуальных счетчиков и общедомового. Большие цифры часто бывают из-за того, что весь дом пользуется старыми счетчиками. В большинстве своем они занижают показания, мы в этом убеждались при поверках. У одного жильца счетчик медленно крутится, у второго… А реальный расход больше! В некоторых квартирах вообще нет счетчика, и жильцы специально его не ставят. Другой передает вместо 100 киловатт 1000, и это влияет на всех: ОДН становится резко меньше. В следующий месяц он передал реальные показания, пошла корректировка — ОДН резко вверх».

Чтобы разобраться в ситуации, объяснить людям все нюансы «Вологдаэнергосбыт» дополнительно ввел четыре должности техников, выделен консультант, который общается с клиентами прямо в коридоре, чтобы снять мелкие вопросы.

«Мы собираем полную информацию по домам, пытаемся все выровнять, — убеждает Олег Мясников. — Жильцы, советы домов могут помочь нам, если возьмут инициативу в свои руки, у нас есть примеры, когда инициативные группы за короткое время добивались замены счетчиков почти во всем доме».

По мнению участника проекта «Госуслуги: ваша оценка» Светланы Дуборовой, существующие проблемы решаемы:

«Какого-то ажиотажа, скопления людей сегодня мы здесь не увидели. Все окна работают, все упорядочено, люди задают вопросы и получают вопросы. Нам дана исчерпывающая информация, озвучены пути решения проблем и их причины. Нужно понаблюдать, как будут развиваться события, и потом уже сделать выводы».

Оценить качество обслуживания в государственных и муниципальных органах власти, учреждениях здравоохранения и в сфере ЖКХ любой пользователь может на официальном сайте Череповца в разделе «Госуслуги: ваша оценка».

Василий Корешков