В Череповце пока нет ажиотажа по установке тахографов Фото: http://de.academic.ru

1 апреля в России должен завершиться очередной этап внедрения тахографов — они должны появиться на всех грузовых машинах, которые находится в эксплуатации у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, полной массой свыше 3,5 тонны. В список попадают популярные «бычки», «КамАЗы» и некоторые автомобили ГАЗ.

Однако ажиотажа по поводу установки сложного оборудования в мастерских Череповца (всего тахографы в городе ставят три фирмы) на сегодняшний день нет:

«В прошлом году была совсем другая тенденция. Мы оборудовали всю технику от 12 тонн, в сентябре люди начали обращаться, и месяц получился завальным. Сейчас дело идет к 1 апреля — и ничего. Обращаются лишь отдельные предприниматели, они готовятся заранее, но их очень мало — 3—4 заказа в день. Я думаю, что тянут до последнего», — считает руководитель череповецкой мастерской по установке тахографов Виталий.

Специалист обращает внимание, что изготовление специальной водительской карточки с микрочипом может затянуться. А без нее тахограф работать не может. Микрочип фиксирует информацию о том, с какой скоростью двигался автомобиль, как часто останавливался и сколько времени находился в пути. Изготовлением таких карточек в масштабе страны занимаются лишь единичные фирмы (в Вологодской области их нет), срок ожидания готового продукта — 21 день, на практике затягивается до пяти месяцев.

«В нашей компании порядка десяти большегрузных автомобилей, — рассказал руководитель фирмы Владимир, — но они не ездят по трассе. По закону мы тоже обязаны поставить тахографы, так как автомобили превышают массу в 3,5 тонны. Обязаны, но я считаю, нам это не нужно. Установка тахографов на наши самосвалы — это лишние расходы. У нас рабочий день фиксированный, расстояния небольшие. Посмотрим, как будут штрафовать, тогда решим. А может, установка со временем станет дешевле».

Установка тахографа на самом деле стоит немало. Около 25 тысяч стоит оборудование, плюс расходы по монтажу. Итоговая сумма от 46 тысяч рублей и выше.

Но другая сторона медали — безопасность. Оспаривать необходимость такого контроля вряд ли следует, считает руководитель череповецкого предприятия «Новотранс» Владимир Назарков:

«У нас все автомобили оборудованы тахографами. Выезжает человек в дальнюю командировку — вставляет личную карточку в тахограф и вынимает только по приезде на базу. Мы видим, сколько времени он проводит за рулем, сколько отдыхает, там абсолютно все есть. Режим труда и отдыха весь расписан: четыре часа проехал — обязательный перерыв, далее через каждые два часа. У второго водителя на большегрузе своя персональная карточка. Весь мир работает с тахографами с 70-х годов, к этому привыкли и воспринимают как должное. У нас другая проблема. Часто на трассе для отдыха просто негде остановиться. Взять дорогу на Мурманск, там 200 километров сплошные леса».

За отсутствие тахографа индивидуальный предприниматель может получить штраф от одной до трех тысяч рублей, должностное лицо — от пяти до десяти тысяч.

«С марта 2014 года по Череповцу выдано 45 предписаний на установку тахографов. Если никаких действий водителями не выполняется, повторно составляется административный материал, отправляется в суд, он принимает решение, — рассказал cherinfo.ru старший государственный инспектор технического надзора ГИБДД Артём Лыбков. — В Череповце больше тысячи транспортных предприятий. Оснастить тахографами нужно порядка шести тысяч транспортных средств. Сколько уже машин прошли процедуру, сказать сложно».

Наличие тахографов в автомобилях дает возможность патрулю ГИБДД прямо на трассе оценить, как водитель соблюдал режим труда и отдыха. Именно это нарушение ПДД является одним из самых грубых. В России только за минувший год порядка 12 тысяч аварий с большегрузными автомобилями произошли из-за усталости водителя.


Светлана Марущенко