Череповецкий музыкант и композитор Олег Хакман несколько лет работал в группе «Рок-Сентябрь» с поэтом Александром Башлачёвым. По мнению Хакмана, Башлачёв раскрылся как лирик и вообще творческий человек именно в «Рок-Сентябре». Вокалист популярной группы рассказал, как проявлял себя в коллективе признанный одиночка Башлачёв и что поэт и группа дали друг другу. Олег Хакман исполнит песни «Рок-Сентября», стихи к которым написал Александр Башлачёв, 24 мая в Ледовом дворце на концерте «Время колокольчиков» (12+).

— Помните, когда вы познакомились с Башлачёвым?

— После того как я ушел из военного оркестра, попробовал себя в различных череповецких группах. Играли джаз-рок и другие популярные тогда стили, эстраду тоже. Стало получаться. Состав «Рок-сентября» собрался при Доме культуры, куда пришел руководителем папа Славы Кобрина (гитарист группы «Рок-Сентябрь». — Авт.) Михаил Матвеевич. Дела в Доме культуры шли неважно, нужна была хорошая группа для игры на танцах. И вот на первую же нашу встречу Слава Кобрин пришел с Сашей Башлачёвым. На дворе стоял 1979 год. Тогда мы и познакомились. Слава и Саша постоянно были вместе, неразлучные люди. Они и в творчестве долго искали что-то, что могло бы их увлечь и где они могли бы проявить себя.

— Когда вы впервые услышали стихи Башлачёва?

— Сейчас и до этого дойду. Поначалу мы играли «фирму», то есть популярные в те годы песни, зарубежные вещи и советскую эстраду от Deep Purple и Стиви Уандера до «Машины времени». О своих песнях тогда и не думали. Да и творчества в наших выступлениях было мало. Главное, сделать продукт, чтобы народ ходил, билеты продавались, и директор Дома культуры был доволен. Но постепенно мы стали понимать, что можем делать что-то свое. Узнали, что можно купить приличные инструменты через комиссионку — музыкальных магазинов в городе не было. В первое время, когда группа собралась, я не знал, что Башлачёв пишет стихи. Я воспринимал его как друга Вячеслава Кобрина. Потом Саша стал приносить тексты. Строго говоря, это были не стихи, а подстрочники: он перекладывал на русский язык иностранные хиты, которые мы пели. Зачастую Саша не переводил текст песни, а придумывал свой на известный мотив. Он приносит — мы поем, ни о какой гениальности тогда и речи не шло. А потом вдруг вчитался в его очередное произведение, опять-таки написанное на мотив фирменной песни, увидел, что у Саши получился складный стих. Прочитал еще раз — да не просто складный, а замечательный. Сами понимаете, как сложно написать небанальную песню про любовь, а Саше это удалось. Меня тогда это очень удивило.

— Почему удивило?

— Потому что наше тогдашнее поверхностное знакомство убедило меня в том, что Александр Башлачёв — просто веселый парень, который любит приколоться, пошутить. Глубина в нем с первого взгляда не ощущалась. После того как мы наговорили ему много хороших слов о его стихах, Саша стал приносить тексты, на которые были написаны песни, вошедшие в золотой фонд «Рок-Сентября».

— Так Башлачёв был весельчак и рубаха-парень?

— У него было потрясающее чувство юмора, что не всегда бывает с поэтами, даже великими. Саша умел играть со словом, как в своем творчестве, так и в самом обычном бытовом разговоре. И от этого становился интересным собеседником. Тем удивительнее мне было увидеть те метаморфозы, которые произошли с Александром после его отъезда в Ленинград. Когда я впервые услышал пластинку «Время колокольчиков», я не узнал его — ни поэзию, ни манеру исполнения, ничего. На этой пластинке Саша не пел, а кричал, разрывая душу. Думаю, обстоятельства его жизни и атмосфера Ленинграда в какой-то степени сломали его сознание, сделали его другим человеком. Помните его фотографию с пластинки «Время колокольчиков»? На ней запечатлен грустный человек, который обжигает вас трагическим взглядом. Многие воспринимают характер и личность Саши по этому фото, но для меня он никогда таким не был.

— Бывало, что группа «Рок-Сентябрь» отвергала тексты Башлачёва?

— Мы просили переделать некоторые строчки, но это обычный творческий процесс. И Саша никогда не обижался и не спорил. Он всегда был с нами, а потому переработка стихов происходила немедленно. Отойдет, подумает несколько минут, чик-чик и переписал строчки, к которым были вопросы. Временами это напоминало мне работу фокусника, так ловко это у него выходило. Помню, как на всесоюзном конкурсе «Золотой камертон» мы хотели исполнить наш шлягер «Дискоробот», но комиссия забраковала слово «диско», дескать, оно несоветское. И Саша за ночь написал новый текст. Поэтому я не устаю повторять, что Башлачёв как поэт и вообще творческий человек вышел из «Рок-Сентября». Многое он впитал и во время наших выступлений, что помогло ему сольно выступать перед публикой.

— Башлачёв когда-нибудь выходил на сцену в составе «Рок-Сентября»?

— Ой, хорошо, что напомнили, я об этом давно хочу рассказать. Мы ведь не только в ДК играли, с некоторых пор группа стала выезжать в окрестные города — в Устюжну, Чагоду и другие. Там мы тоже играли на танцах, приобретая опыт и зарабатывая на техническое усовершенствование группы. И Саша Башлачёв часто ездил с нами и даже выходил на сцену с бубном в руках — и давал такого драйва! Было видно, что ему это нравится.

— Тексты Башлачёва, написанные для «Рок-Сентября», издавались когда-нибудь? Его поклонникам они известны?

— Эти стихи издаю только я, да и то не в бумажном, а в песенном варианте. Их достаточно много — я насчитал в репертуаре нашей группы 25 башлачёвских песен. В бумажном варианте их нигде нет. Саша приносил стихи на листочках, мы их разучивали, а листочки он уносил с собой. Но я до сих пор помню наизусть большинство из его текстов. Признаюсь, это моя мечта — сделать большую концертную программу, состоящую из песен «Рок-Сентября». Тем более что зритель есть — мне постоянно люди задают вопросы на эту тему. Но своими силами, без помощи сделать это очень трудно.

— Какую программу готовите для выступления на концерте «Время колокольчиков»?

— Исполним песни группы «Рок-сентябрь», стихи к которым написал Александр Башлачёв. Сейчас работаю над аранжировками, идет работа с музыкантами. Думаю, соберу группу из череповецких музыкантов. У них, а точнее у нас, особая энергетика, особый шарм, узнаваемость. Я считаю, что концерты памяти Башлачёва обязательно нужны. Пока у нас, тех, кто его знал лично и работал с ним, остается энергия, остаются воспоминания, мы должны рассказывать о Саше людям, должны исполнять его поэзию, ведь второго такого поэта в Череповце и в России, думаю, не будет. И я ни секунды не раздумывал, когда меня пригласили принять участие в концерте «Время колокольчиков».

— Вы ведь ровесник Александру Башлачёву. Как отметили свое 55-летие?

— Никак. Был на гастролях. Удивлены? Ничего удивительного. С возрастом к подобным вещам относишься иначе, переоцениваешь ценности. Я приезжаю домой из поездки, мне дочка моя девятилетняя улыбается, жена встречает… И никаких юбилеев не нужно.

Степан Сенников