В центральной библиотеке Череповца накануне прошла творческая встреча поклонников поэта Александра Башлачёва с петербургским писателем-драматургом Львом Наумовым. Лауреат всероссийских и международных литературных премий, режиссер Лев Наумов является и автором наиболее полной биографии Башлачёва.

Выступать на родине Башлачёва — это особая ответственность и честь, подчеркнул исследователь и рассказал о том, что интерес к творчеству поэта у него возник в 2001 году. Тогда, будучи студентом технического университета, он вместе с друзьями путешествовал по реке Шуя. Наумов услышал песни Башлачёва в исполнении сокурсника.

Молодой Наумов попытался найти полную информацию о поэте, но увидел лишь набор разношерстных фактов. Тогда он решил сам собрать воспоминания, фрагменты аудиозаписей, интервью, стихи. В архиве семьи Башлачёва, у его друзей осталось очень мало рукописей. Однако со временем обнаружился новый источник. Московская приятельница автора сохранила 12 текстов стихов поэта, два из которых были впервые опубликованы уже во втором издании книги «Человек поющий», ставшей результатом многолетнего труда биографа.

«Я старался создать книгу, которая не имеет аналогов как инструмент биографического исследования. Я попытался сопоставить три инструмента: биография, хронология и мемуар,— говорит Лев Наумов. — Второе издание получилось толще, так как всплывали новые факты и обстоятельства. Меня до сих пор удивляет, насколько этот процесс бесконечен. Насколько бурной струей по-прежнему всплывают новые материалы. В книгу попадали только проверенные вещи. Вообще, это работа детектива. Если десять человек сказали, что Башлачёв был в это время в Москве, а один говорит, что в Питере, то получается, что он просто неправильно выставляет событие на ось времени или вообще все придумывает. Это сложный момент. Это уравнение со многими неизвестными и неизвестных чаще больше, чем уравнений. Естественно, делаются какие-то упущения. Как такового метода при фильтрации фактов нет».

Возможно, кто-нибудь сделает художественную картину о Башлачёве на основе биографического произведения, предположил Лев Наумов.

«Финальный раздел книги — это интервью Башлачёва, которые никогда не собирали в одном месте, — обратил особое внимание автор. — Его интервью издавались многократно, но в основном на этапе самиздата. Потом, после цензуры, они были очень сильно сокращены, прилизаны и приглажены. Когда развалился Советский Союз, более серьезные источники стали перепечатывать самиздат. Но это не совсем правильно. Мы попытались найти и самостоятельно расшифровать все интервью. И главное — это интервью для спектакля «Наблюдатель». Это действительно важный текст, своего рода башлачевский катехизис, в котором он отвечает на фундаментальнейшие вопросы, связанные с творчеством и жизнью. При этом он неоднократно цитирует свое собственное произведение. Для многих это может показаться плохим тоном, но для Башлачёва просто нет других формулировок, это лишняя монета в копилку его бескомпромиссности. Я очень советую почитать это интервью, так как оно проливает свет на многие его песни. Это интервью первый раз было расшифровано просто чудовищно. Какие-то башлачевские реплики приписывались спрашивающему, были опущены частицы «не», что принципиально сказывается на содержании. Текст сильно отличался от оригинала».

Лев Наумов заметил, что изучая Башлачёва, он стал совсем по-другому смотреть на его судьбу. На примере поэта феномен гениальности можно буквально «подержать в ладошках» — так отозвался о великом череповчанине его биограф.

«То, что с ним происходило, по большому счету, это весь путь искусства 19—20 веков. Он начинает с реализма, потом уходит в метафизику. Затем он подходит к кризису языка, с которым столкнулась литература», — размышляет Лев Наумов.

Вопросов от аудитории прозвучало много. Публику, например, интересовало, общался ли автор с череповчанами, которые близко знали Башлачёва. Наумов назвал порядка 15 фамилий череповчан, с которыми он разговариал и записывал интервью для написания книги.

Как подчеркнул исследователь, «канал связи открыт по-прежнему», и не исключено третье издание «Человека поющего» с новыми фактами из жизни и творчества Башлачёва.


Людмила Макарова