Заведующий кафедрой физики ЧГУ, доктор физико-математических наук, профессор Андрей Максимов в течение уже двух лет учит череповецких школьников электронике. Методическая программа, по которой занимаются подростки в кружке профессора, заняла второе место в межрегиональном конкурсе программ по работе с одаренными детьми. Как заинтересовать подростков физикой и техническим творчеством и что будет, если этого не сделать, Андрей Максимов рассказал читателям cherinfо.ru.

— Андрей Владимирович, что заставило оторваться от науки и вернуться, по сути, к школьным проблемам?

— Я сам 40 лет назад прошел двухгодичный курс обучения в кружке кибернетики при Дворце пионеров. Помню, как возился с нами руководитель, бывший военный. Теперь стараюсь все, что приобрел, отдать следующему поколению. Это чисто человеческий долг. Кто-то мне привил определенные навыки, и я должен их передать не только своим детям. Если человек сам этим не горит, если боится практических опытов, не умеет воплощать теорию на практике, то он просто не сможет по-настоящему заинтересовать учеников этой трудной, но интересной наукой.

— Расскажите о кружке и о программе, которая на конкурсе признана одной из лучших.

— Это был конкурс региональных методических программ. Моя программа по электронике заняла второе место. В ее разработке мне помогали работники методического центра при Дворце детского и юношеского творчества имени Алексеевой. Когда два года назад я создавал кружок, то приходилось строить работу практически с нуля. За это время я уже по-настоящему почувствовал, как должна быть выстроена методическая работа. В школе «Юный физик» три секции: «Электроника», которая выиграла конкурс программ, «Нанотехнологии», где школьники изучают современное оборудование, и секция углубленного изучения физики. Программа двухступенчатая. Первый этап базовый, второй — практический. Вначале приходит много школьников, но большинство отсеивается через базовый уровень. Причем не по знаниям, а по терпению. Потому что вначале идет довольно нудная работа: учу паять, конструировать простейшие схемы на диодах и транзисторах, на самодельных платах из гипсокартона. Все это на собственных ресурсах, и никакой развлекаловки нет. Самое интересное начинается только в конце первого полугодия, когда ребята участвуют в конкурсе новогодних поделок, когда украшают елку электронными гирляндами и различными пищалками собственного производства. Это их, конечно, привлекает. Те, кто ходит второй год, паяют уже не хуже меня. Мы занимаемся уже более серьезными поделками, вплоть до промышленной электроники и автоматики. Например, будем делать металлоискатели. Я сам когда-то в седьмом классе сделал такой металлоискатель и даже нашел на собственном участке две монетки времен эпохи Николая I. Прибор на трех транзисторах действовал на 20 сантиметров в глубину. Попробуем что-нибудь подобное сделать и сейчас.

— Каким детям интересна такая работа?

— Техническое творчество больше интересно детям, которым уже надоел компьютерный мир, или тем, которых немного тормошат родители. В кружок ходят ребята из 9—11 классов. Я замечаю, как они меняются: вначале это неуверенные школьники, а потом рассказывают мне, что в школе защищают доклады, делают какие-то работы по электронике. В чем-то им помогают родители, даже дедушки. Именно такие дети остаются.

— Где могут пригодиться эти навыки?

— Страна сейчас экстренно нуждается в технических специалистах. Изменяются и требования работодателей. Студенты-выпускники должны уметь работать с оборудованием, знать принципы монтажа и пайки. Все это пригодится в любой технической специальности. Если мы не будем держать это на контроле, нас ожидает техническая неграмотность, техногенные катастрофы, в том числе и провалы космических программ. Мы должны создавать техническую культуру начиная со среднего школьного возраста. Раньше воспитанием, передачей навыков в семье занимались отцы, сейчас это встречается реже. А ведь эти навыки нужны любому мужчине. Второй год я собираюсь учить даже самым простецким работам, необходимым в домашнем быту. Сегодня многие мужчины не знают, как подсоединить люстру на две или три секции. Я собираюсь своих кружковцев обучить этому. К нам в институт школьники приходят с нулевой практической подготовкой. Если в 80−90-е годы я студентов по уровню знаний и навыков делил на мальчиков и девочек, то сейчас они в этом отношении равны. В лучшую сторону отличаются практическими навыками студенты-вечерники, которые непосредственно связаны с производством.

— Что сегодня мешает возродить работу технических кружков?

— Отсутствие кадров и материальной базы. Например, у нас в ЧГУ уже десять лет нет выпуска учителей физики. Последний выпуск состоялся в 2005 году. Да и молодые специалисты редко возвращаются в школу. Все держится на нашем поколении. Те, кто приходил в школу в 90-е, не всегда горели желанием работать шире школьной программы. А здесь нужно, чтобы человек болел своим делом, умел заинтересовать школьника. Я уже думал о том, чтобы в качестве дополнительной дисциплины своим студентам ввести «Основы детского и юношеского технического творчества». Буду рассказывать именно о работе с детьми, передавать свой опыт. Что касается материальной базы, то она не пополнялась в течение 20 лет. И прежде всего в школах. Надо понимать, что никакой физический или химический эксперимент без нее не провести. Мастерить какие-то поделки, плести кружева можно и на домашних запасах. Для технического творчества, а тем более углубленного изучения физики, необходимо специальное оборудование. Сейчас финансирование моего кружка осуществляется исключительно из профориентационного бюджета ЧГУ. Чтобы создать какую-то достойную поделку, приходится закупать наборы, инструменты и запчасти в магазинах. Кое-что я беру на свалках, что-то из своих старых запасов, что-то приносят студенты на распайку. На данный момент актуально (хотя бы на базе ЧГУ) создание специальной лаборатории детского и юношеского технического творчества. Желание и задумка есть, но нужно оснащение: аппаратура, приборы и многое другое. По моим подсчетам необходимо порядка 500 тысяч рублей, чтобы оборудовать класс хотя бы на восемь рабочих мест для 16 школьников. А заниматься можно и по сменам. Современные дети часто живут в виртуальном мире. Но меня радует, что в последнее время школьники наконец-то потянулись к техническому творчеству, захотели что-то делать своими руками: паять, конструировать. Можно сказать, из этого виртуального мира мы постепенно «выползаем». Надо это желание в них поддержать.


Светлана Долгова