Чуть меньше двух месяцев назад на берег Рыбинского водохранилища в Мяксу приехали и остались здесь жить три монахини. С благословения епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана монахини будут возрождать традиции древнего Леушинского монастыря.

О том, что привело на берег Рыбинского водохранилища, рассказала настоятельница Новолеушинской обители матушка Кирилла:

«Моя жизнь 15 последних лет самым тесным образом связана с Леушино. Я жила в Горицах, была прихожанкой Кирилло-Белозерского монастыря. Однажды в храме одна бабушка верующая подарила мне сапоги от леушинской монахини, они пролежали 20 лет невостребованными, а мне пришлись в пору. Образно говоря, они привели меня сначала на Леушинское подворье в Петербург, а затем и сюда, в ближайшее место к затопленной обители. Живем в келейном корпусе, молимся, трудимся… Восстановление традиции Леушинского монастыря — это и радость и большая ответственность».

История Леушинского монастыря печалит и завораживает одновременно. Его основали во второй половине XIX века. После революции монахини пытались сохранить монастырь и даже создали трудовую артель по пошиву одеял. Таким образом монастырь просуществовал до начала 30-х годов. После в его стенах разместилась тюрьма для малолетних преступников. 14 апреля 1941 года обитель затопили водами Рыбинского водохранилища, предварительно счистив с куполов все золото.

Взрывать стены монастыря не стали — вдали от фарватера она не мешала судоходству. Разрушили монастырь вода, время и зимние льды. Храмы были подрезаны и рухнули. Сейчас о них напоминают лишь остатки кирпича и мелкая крошка из щебня.

Поздно вечером на берегу Рыбинского водохранилища прошли традиционные Леушинские стояния. Проходят они ежегодно 6 июля, в канун престольного праздника Рождества крестителя Господня Иоанна.

«Здравствуйте, пойдемте в трапезную, чаю с дороги выпьете», — так в Мяксе накануне встречали гостей.

На столе, который собирали сообща, — пироги, варенье, все по-домашнему. За чаепитием завязывается разговор. Наталья, паломница из Череповца, в Мяксу приехала пять дней назад, чтобы оказать посильную помощь в организации праздника. Работы много: встречать гостей, расселять, кормить, украшать и убирать храм:

«У меня ноги совсем больные, поэтому работу выполняю сидя. Гирлянды плету, букеты оформляю, стены помогала чистить в храме, обед готовить. Приехала по велению сердца. А как иначе?»

В этом году из Боровичей, Ярославля, Рыбинска, Череповца, Санкт-Петербурга на стояния приехали больше 300 паломников. Праздничные богослужения прошли в новом приходе поселка, храме Рождества Предтечи крестителя Иоанна. Строили его порядка 14 лет, освятили месяц назад. Деревянное здание отвечает всем канонам северного зодчества, храм находится на возвышенности и куполами будто устремляется в небо:

«Конечно, для верующего человека не является принципиальным, где молиться, в деревянном или каменном храме. Тем не менее, такой деревянный рубленый храм настраивает на определенный лад, — рассказывает настоятель прихода отец Александр. — Наверное, у нас сохранилось от наших предков какое-то такое ощущение благоговения к таким храмам, по наследству оно нам передалось… Вся атмосфера здесь настраивает на молитвенно-уютный домашний лад».

Леушинские стояния — возрожденная традиция обители. Когда-то настоятельница монастыря, игуменья Таисия благословила здесь чтение Неусыпающего Акафиста. Не прерываясь, и днем, и ночью молитву читали больше 40 лет. В истории церкви этот случай называют уникальным. В подражание ему 16 лет назад прошли первые Леушинские стояния, рассказал их вдохновитель, настоятель храма Иоанна Богослова Леушинского подворья в Санкт-Петербурге Геннадий Беловолов:

«Леушино — часть моей жизни и часть моей личной биографии. В 1999 году, когда я сюда приехал в первый раз вместе со своими воспитанниками, на берегу Рыбинского водохранилища мы поставили поклонный крест. Сначала задумались, где для этих целей взять материал. И вдруг неизвестно откуда к берегу прибило бревно, дерево такое обкатанное и ровное, даже у основания часть корневой системы осталась. Откуда оно, такое старое и мореное? Осенила мысль, что это с тех времен, когда здесь перед затоплением вырубали лес. Не найти было лучше материала для символичного креста. Мы помолились в память игуменьи Таисии и монахинь затопленного монастыря. Это и стало первым Леушинским стоянием. Мы дали искорку, из которой и разгорелось пламя веры, любви и надежды. Служба, которая совершается здесь, на берегу водохранилища, должна совершаться в храме, но так как он затоплен, все это происходит под открытым небом».

Со временем Леушинские стояния привлекали все больше паломников, порой собирая до двух тысяч человек. В этом году затопленная обитель, которая переживает свое второе рождение, отметит две знаменательные даты: 140 лет со дня основания Леушинской общины и 130 лет с даты учреждения самого монастыря.

Светлана Марущенко