При содействии музейных работников мы составили топ-10 самых интересных экспонатов череповецких музеев. С каждой из представленных вещей при желании можно ознакомиться воочию.

Уникальное средство передвижения изготовил крестьянин Ярощенко, живший на хуторе Яврино (бывший Мяксинский район). Велосипед, за исключением нескольких небольших железных деталей, полностью изготовлен из дерева. В 1930 году Ярощенко подарил велосипед череповецкому музею с припиской «Идя навстречу строительства музея, дарю деревянный велосипед, сделанный мной самим».

Било найдено после революции в доме городского головы Ивана Милютина, ранее использовалось в Воскресенском монастыре для созыва монахов и крестьян из окрестных деревень. С одной стороны на биле изображена сельскохозяйственная утварь и инструменты, с другой — оружие. Разные стороны била издавали разные звуки, по которым крестьяне должны были понимать, идти на сенокос или защищаться от захватчиков.

Портрет подарен Ивану Милютину в 1886 году. Горожане собрали деньги и заказали портрет на 25-летие пребывания головы в должности. Портрет обвит лентами, на которых указаны учреждения, открытые или отремонтированные при Милютине. Эти же учреждения изображены в углах портрета. Надпись внизу гласит: «Ивану Андреевичу Милютину от признательных сограждан Череповца 4 февраля 1886 года». Портрет нуждается в реставрации.

Копия XIX века с флага, который хранится в Конгрессе США, в Россию прислан предположительно в 1866—1867 годах. На флаге изображены 13 звезд, по числу первых американских штатов. В 1866 году братья Милютины встречались с американским конгрессменом Густавом Фоксом в Санкт-Петербурге, куда делегация из США прибыла поздравить императора Александра II со спасением во время покушения. Вернувшись на родину, Фокс через министра Николая Краббе отправил в Череповец письмо и подарки — перстни, холодное оружие, энциклопедию и флаг. Из всех подарков сохранился только флаг.

Сервиз найден на территории усадьбы Гальских как клад. Каждая из тарелок имеет неповторимый рисунок. Дворяне Гальские пользовались сервизом в повседневной жизни. Покидая усадьбу после революции, они спрятали его в сундуке, надеясь впоследствии достать и пользоваться. В 1950 году сундук откопали дети. Сервиз был переложен революционными газетами и полуистлевшими бумагами с подписью Гальских. В сервизе было 64 предмета, в фондах музея находятся 60 предметов, 19 выставлены для посетителей.

Холодильник изготовлен на механическом заводе Ф. Сан-Галли, устройство принадлежало одной из череповецких купчих. В провинцию холодильники доставляли через почтовые станции. В левый отсек холодильника клали лед, одной закладки хватало на сутки при жаркой погоде и на трое суток при прохладной. Лед заготавливали в конце зимы, нарезая на Шексне, а хранили под амбаром в леднике. Все портящиеся продукты хранили там, а в холодильнике только те, которые нужно было подать к столу. Для теплоизоляции и чтобы дерево не впитывало запахи, изнутри холодильник обит цинковой жестью. Тогда не знали, что этот материал выделяет вредные вещества. Стоил холодильник 52 рубля, крестьянский дом в то время можно было купить за 100 рублей.

Подлинное зеркало из усадьбы Лотарёвых, родственников Игоря Северянина. Дочь управляющего усадьбой Александра Спиричева рассказывала, как поэт будучи гимназистом не раз приезжал во Владимировку к своему дяде Михаилу Лотарёву, поскольку был влюблен в его дочь Лизавету. Чтобы понравиться кузине, Северянин подолгу стоял перед зеркалом и тщательно прорисовывал тушью только что пробившиеся усики. Зеркало сохранилось идеально.

Для портрета художнику позировала его жена Юлия Леткова. По мнению искусствоведов и посетителей, «Гладильщица» — одна из жемчужин коллекции Художественного музея. В Череповце картина выставляется с 1926 года. Константин Маковский — известный русский художник-передвижник. Его работы экспонируются в музеях Москвы, Петербурга, Вашингтона, Одессы, Парижа, Сан-Франциско.

Наконечник найден в Кирилловском районе в 1970-х годах. По мнению немецкого археолога Паульсена, относится к скандинавской группе наконечников «с мотивом птицы». Другие исследователи считают, что в орнаменте изображены совмещенные фигуры человека и птицы. Это объясняют одним из сюжетов североевропейской мифологии: Один, выкрав мед поэзии у дочери великана Суттунга, скрылся от погони, превратившись в орла.

Гарнитур находился в родовом имении семьи Верещагиных в Пертовке. Скорее всего, был куплен в Петербурге. Вышивку на обивке сделала Анна Николаевна — мать художника Василия Верещагина. В Череповце гарнитур выставляется с 1928 года, сначала в уголке Верещагина, с 1982 года — в доме-музее Верещагиных.


Семен Мануйлов