Создание подросткового кино в России сродни поискам философского камня. В погоне за секретной формулой киноделы рождают на свет не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку. Подавляющее большинство творений — блеклые подобия «Голодных Дивергентов в Лабиринтах», а особенно удачные «шедевры» противопоказаны к просмотру не только детям, но и взрослым — настолько страшные.

Неудивительно, что Александр Карпиловский, режиссер и сценарист дилогии «Частное пионерское» (6+), решил черпать вдохновение в прошлом, ведь там, как известно, трава зеленее. Взяв за основу приключения двух пионеров-школьников, Карпиловский сочинил простую, но при этом неглупую и человечную историю. Герои фильмов, преодолевая трудности, познавали истинную цену дружбы и принимали недетские решения.

Несмотря на то что действие картин разворачивается в эпоху СССР, нимбы над головами персонажей не витают. В сюжетах нашлось место темам пьянства и живодерства, крючкотворства и бюрократии. Даже одноклассник главных героев и тот будущий карьерист, в худшем смысле этого слова. Показанному в фильмах искренне веришь: люди ведут себя как люди, никакой фальши и пасторали, оттого и пионерское здесь не «честное», а «частное».

И если первая часть в силу небольшого бюджета выглядит как мини-сериал прямиком с телеканала «Культура», то вторая подобных нареканий не вызывает. Дух и атмосфера «Частного пионерского: Ура, каникулы!» воссозданы с любовью и трепетом, а такие атрибуты лагерной жизни, как ранняя побудка по горну, запретные купания, «куриный бог» и всяческие проказы, навроде разукрашенного бюста дедушки Ленина, то и дело мелькают в кадре.

Сценарий дилогии берет начало в одноименных рассказах Михаила Сеславинского, а также умело заимствует идеи Владислава Крапивина и Анатолия Рыбакова. В моменте, когда главные герои находят сокровища в пещере неподалеку от пионерлагеря, ясно чувствуются отголоски «Бронзовой птицы», и это лучший комплимент, который я могу дать этим фильмам.

Приятный юмор, правильная мораль и крепкая актерская игра центрального трио — Семёна Трескунова, Егора Клинаева и Анфисы Вестингаузен — бросают еще несколько монет в копилку достоинств «Частного пионерского». К минусам я могу отнести затянутость некоторых сцен и неспешное начало, которое к середине берет правильный разгон и дарит благодарному зрителю яркий и живой финал.

«Частное пионерское» и «Частное пионерское: Ура, каникулы!» — добрые, искренние и душевные картины, которые не могут потягаться с современными блокбастерами в зрелищности и не совершают революции в жанре, но это то самое кино, которое необходимо российскому кинематографу как воздух. Пока такие фильмы снимают, и пока на такие фильмы ходят люди, есть призрачная надежда на то, что трава зазеленеет и у нас.

Константин Макаров