Пресс-конференцию, посвященную ценам на бензин в регионе, сегодня в Вологде дала руководитель областного управления ФАС Наталия Мерзлякова.

Глава антимонопольного ведомства заявила, что ожидания общественности от расследования в отношении ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» явно завышены, а проблема требует комплексного подхода, а не только накладывания штрафов, которые не приведут к снижению цен.

Наталия Мерзлякова

Заседания УФАС по делу «Лукойла» переносились уже трижды, при этом разбирательство ведется в закрытом режиме, что порождает немало слухов. По словам Наталии Мерзляковой, по регламенту на подобные расследования отводится девять месяцев, и «смысла ускорять этот процесс нет»:

«Усматриваются признаки монопольно высокой цены у «Лукойла». Суть нарушения в том, что, по нашему мнению, несоразмерно соотношение прибыли и затрат, которое несет данное общество в процессе ведения своей предпринимательской деятельности. Расследование лишь в начальной стадии, так как нужно проанализировать достаточно большой объем экономически сложной информации, которую предоставляет нам общество. По регламенту мы можем вести расследование девять месяцев, пока прошло только три. ФАС намерена максимально использовать срок, который установлен законом. Экономический анализ должен быть объективным и иметь статус достоверного доказательства для рассмотрения далее в судебных инстанциях».

Как подчеркнула глава УФАС, цены на топливо как таковые вообще не являются предметом рассмотрения:

«Полномочия антимонопольного органа не включают возможность влиять на ценовую политику какого-либо хозяйствующего субъекта. Факт того, что при снижении затрат уровень цен не изменился, и является предметом рассмотрения. Как изменится ценовая политика «Лукойла», ФАС регулировать не может. Ситуация в Вологодской области действительно сложная, так как доминирующий субъект влияет на уровень цен. Но такая ситуация возникла не сегодня. С 2012 года, когда было подписано соглашение между правительством области и «Лукойлом», этой организации было предоставлено преимущественное право на размещение АЗС, выделялись земельные участки, был объявлен так называемый мораторий на допуск других поставщиков в регион. Это факт. Соглашение до сих пор действует. Правительство может обратиться к «Лукойлу» и принять определенные политические решения для сохранения разумного уровня цен. Кроме того, все имеют право обратиться в суд, в том числе народные представители в Законодательном Собрании. Нарушение прав можно охранять в административном порядке (через антимонопольную службу) и через обращение в суд, прокуратуру, региональные и местные власти».

По словам Наталии Мерзляковой, наиболее эффективным путем сдерживания цен является развитие конкуренции:

«Ценовая политика «Лукойла» складывается в Нижнем Новгороде, там формируется тарифное регулирование. Это уровень достаточно высоких диалогов. Правительство области может наладить конструктивный диалог с «Лукойлом». В полномочия ФАС данный формат отношений не входит. Но мы видим выход только в развитии конкуренции. Необходимо привлекать инвесторов, строить АЗС. Строительство нефтеперерабатывающего завода в Вологодской области тоже возможно. В Ярославской области четыре НПЗ, у нас — ни одного. Транспортная составляющая в конечной цене топлива очень важна. Нужно понимать, что после нашего расследования цены не упадут в два раза. Какое бы решение мы ни приняли, в глобальном масштабе ситуация не изменится. Приведу пример: переходит гражданин улицу не по переходу, его инспектор останавливает и штрафует, но инспектор не вправе заставить пешехода еще раз перейти улицу, и сделать это правильно. Мы говорим об аналогичной ситуации, но нарушение сложнее. Мы не можем диктовать условия ценовой политики».

Руководитель управления ФАС пообещала, что ведомство сделает все возможное, чтобы доказать «экономическую несостоятельность» ценовой политики «Лукойла».

Василий Корешков