Кадр из фильма "Голос монстра"

Двенадцать лет — счастливая пора. Конору О’Мэлли (в дубляже его почему-то именуют О’Малли) как раз недавно исполнилось двенадцать. Но в то время как его одногодка Дуглас, главный герой повести «Вино из одуванчиков», впервые осознает, что значит по-настоящему жить, Коннор пытается смириться со смертельной болезнью матери. Оммаж в сторону Брэдбери не случаен — ведь «Голос монстра» в первую очередь роман и только потом фильм.

Умирающая писательница Шивон Дауд изложила концепцию будущего произведения своему редактору, а тот передал услышанное Патрику Нессу, из-под пера которого и появился «Голос монстра». Печальная, но по-своему трогательная история перекочевала и на страницы романа: во многом образ матери был списан с Дауд.

Печаль — вот верное слово, чтобы описать происходящее на протяжении 140 минут хронометража. Печально здесь все: цвета, музыка, мешки под глазами Коннора и болезненный вид неузнаваемой Фелисити Джонс, игра которой вычеркивает из памяти ее участие в безликом «Изгое» и совершенно ужасном «Инферно».

Вообще актерская игра — это сильнейшая сторона фильма. Одно удовольствие смотреть на здешние работы: помимо Джонс, свою миниатюрную роль блестяще сыграла «королева фантастики» Сигурни Уивер — непривычная, без макияжа, что, однако, идет только на пользу образу. Ключевой актер Льюис МакДугалл, исполнивший партию Коннора, тоже хорош. В кои-то веки ребенка изображает ребенок, а не великовозрастный увалень, выдаваемый за подростка на радость юным зрительницам. Но, видимо, успех сериала «Очень странные дела», где подавляющая часть актерского ансамбля — дети, оставил киноделам пищу для размышлений.

Приближение смерти, печаль, драма… Причем тут монстр, примелькавшийся в трейлерах к фильму? Древовидное существо с голосом Лиама Нисона — это попытка диалога между взрослым и ребенком. Способ донести до детского разума страшную правду о реальности смерти.

Удачна ли эта попытка — каждый решит для себя сам. Кто-то посчитает предлагаемую философию поверхностной и далекой от истины, а кто-то откроет для себя невероятный, правда отнюдь не безоблачный, мир детских фантазий.

После выхода «Голоса монстра» многие критики окрестили его наследником «Лабиринта фавна» Гильермо дель Торо. Я считаю, что это несправедливо по отношению к обеим картинам. Несмотря на обилие сходств, а иногда и целых сюжетных ходов, «Голосу» далеко до визуального богатства и внутренней мифологии «Лабиринта», а последний не может похвастать сильным героем, внятной мотивацией и столь тонким подходом к проблеме.

Как сказано в одном из обзоров на книгу, «Голос монстра» рассказывает детям о том, что родители с ними обычно не обсуждают. Именно такой и должна быть качественная детская литература». Хочется надеяться, что писатели и режиссеры возьмут себе эту цитату в качестве жизненного кредо, ведь столько на свете еще нужно поведать.

Я советую организовать семейный поход на «Голос монстра» и разделить чувственный опыт, который предлагает этот фильм. Тем более, нечасто с нами по душам разговаривает столетнее дерево.

Константин Макаров