В этом году Дмитрий Гостинщиков с друзьями побывал за Северным полярным кругом дважды — зимой и летом. Большую часть пути проделал на автомобиле «Москвич-412» 1982 года выпуска. Как прошла поездка, путешественник рассказал cherinfo.

Новости Черинфо

В поездку Дмитрий отправился с блогерами Александром Еликовым и Алексеем Жирухиным. Познакомились в интернете, сначала общались в соцсетях.

«До этой поездки за полярный круг мы побывали в Нарьян-Маре, Воркуте, в Коми, на Урале и в Сибири, в Дагестане и на Алтае, объездили центральную часть России. Подружились, — рассказывает Дмитрий Гостинщиков. — Я знал, что они зимой собираются за полярный круг. Когда позвонил Алексей и сказал, что завтра ждут меня в Ярославле, не сомневался ни секунды. Взял отпуск за свой счет и двинулся в путь».

Почему поехали на «москвиче». Идейный вдохновитель путешествия — Александр Еликов. Он жил в Новом Уренгое, в 18 лет угнал у отца такой же «москвич» и уехал на нем в Тверь. Спустя 27 лет решили повторить маршрут, но в обратном направлении.

Ехали из Твери через Москву, Ярославль, Кострому, Киров и Пермь до Североуральска, затем до Приобья и в Новый Уренгой. Большую часть пути проделали по зимникам — по-другому на машине туда не доехать. Часть дороги прошла по руслам замерзших рек. Путешественники доехали до поселка Тазовский в Ямало-Ненецком округе. Зимой там бывает до -52 градусов.

«Зимы там крайне суровые. Сильные морозы и ветра добавили испытаний, — продолжает Дмитрий Гостинщиков. — „Москвич“ подготовили: утеплили моторный отсек, но машина все равно ломалась почти каждый день. Ремонтировали в дороге и на стоянках, каждое утро занимались настройками и регулировками. В конце путешествия оставили машину в Новом Уренгое до лета».

Новости Черинфо

За машиной вернулись в июне. На этот раз съездили в город Муравленко и побывали в поселке Коротчаево. Там находится Тюменская сверхглубокая скважина. Ее глубина — 7502 метра. В 1996 году скважину закрыли, а сейчас хотят открыть для туристов.

Затем отправились в Ныду, к стеле, обозначающей границы полярного круга. Дальше в маршруте — Надым и Салехард.

«По пути мы посетили несколько объектов 501-й стройки трансполярной магистрали. Это сталинский проект. Трасса должна была связать ключевые объекты Заполярья, это сухопутный аналог Северного морского пути. После смерти Сталина проект заморозили, но часть железной дороги до Лабытнанги работает до сих пор. Железную дорогу строили заключенные ГУЛАГа, в тех краях сохранились остатки лагерей. В одном из таких лагерей мы заночевали в штрафном изоляторе, — продолжает Дмитрий. — После этого доехали до поселка Горнокнязевск, заночевали на берегу Оби. В Салехарде мы долго были зимой, поэтому отправились в Лабытнанги на пароме. Оттуда доехали до поселка Харп, добрались до ледника Романтиков».

Еще путешественники побывали в стойбище оленеводов. Там в чумах живут ханты и даже берут гостей на постой. За три тысячи рублей накормят традиционной едой, проведут экскурсии, расскажут о быте кочевого народа.

«На севере летом тьма насекомых. При этом комары — ерунда. Гнуса там невероятно много, — вспоминает Дмитрий. — Мне казалось, что у нас насекомых много, но, если сравнивать, у нас их почти нет. Там они летают большими черными тучами. Мои попутчики пытались опрыскиваться, но это мало помогает. Поэтому терпели».

Из Салехарда череповчанин с друзьями на пароме отправился вверх по течению Оби до Приобья. Путь занял два дня. Оттуда доехали до Перми, заехали в Ижевск, на родину «Москвича», потом через Казань вернулись в Москву.

Сейчас Дмитрий Гостинщиков планирует новое зимнее путешествие. Куда — не говорит, но утверждает, что оно будет еще необычнее.

Семен Мануйлов