Разбитая фара или царапина на бампере сейчас может стать причиной огромной пробки

Правительство РФ скорректировало правила дорожного движения и разработало пошаговый алгоритм действий водителей при ДТП, который будет введен с 1 июля следующего года. Предлагается несколько сценариев ситуации, в зависимости от сложности аварии.

Общие правила действия водителей при ДТП планируется сохранить: причастный к ДТП водитель должен будет немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. Если в результате ДТП имеются пострадавшие, водитель обязан оказать первую помощь, вызвать скорую помощь и полицию.

Если поврежденные машины блокируют проезд, нужно освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав на фото (или схематично) место ДТП, а также «следы и предметы, относящиеся к происшествию». Когда вред причинен только имуществу, водители обязаны записать данные очевидцев, сфотографировать место и сообщить о случившемся в полицию. При этом по указанию сотрудников полиции документы о ДТП будут оформлены на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции.

Если же разногласий между участниками ДТП нет, водители могут не сообщать о случившемся в полицию. В этом случае разрешается оставить место происшествия и оформить документы о ДТП на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции.

Еще один сценарий, при котором разрешено не оформлять документы о ДТП и не вызывать полицию, возможен, когда участники не имеют разногласий, и ущерб на каждое транспортное средство не превышает 50 тысяч рублей. В такой ситуации водители сами рисуют схему ДТП, заполняют бланки извещений об аварии (прилагаются к полису ОСАГО) и затем направляют документы страховщику.

Такое оформление называется европротоколом. Этот «упрощенный» вариант сценария и пытаются популяризировать власти, заинтересованные в том, чтобы водители быстрее убирали поврежденные автомобили, не создавая заторов на дороге.

Заинтересованы в этом и сотрудники ГИБДД, у которых оформление мелких происшествий занимает огромное количество времени.

Как рассказал cherinfo.ru начальник отдела ГИБДД по Череповцу Александр Андреев, основная проблема в том, что водители боятся самостоятельно неправильно оформить документы, а потом не получить выплаты от страховой компании. Сейчас более 80% всех столкновений в Череповце оформляется при участии сотрудников ГИБДД.

«В среднем каждый наряд в день отвлекается на пять-семь мелких выездов, когда незначительные столкновения происходят во дворе, на стоянках, на подземных парковках. Нередко оформляют через нас и вылет камней. На мой взгляд, такие аварии должны разбирать сами страховые компании, без участия ГИБДД. Это очень отвлекает. Когда наряд находится на мелком столкновении, а в это время где-то происходит крупная авария, то случается задержка. Поэтому мы такие поправки только приветствуем», — прокомментировал Александр Андреев.

Новыми поправками также однозначно исключается возможность привлечения водителей, которые оформили происшествие самостоятельно и уехали с места ДТП, по ст. 12.7 ч. 1 «Оставление места аварии».

Как пояснил адвокат Александр Чумаков, «европротокол» использовался всегда, но люди скорее запуганы этой системой, чем активно интересуются ей. Проблема, по словам адвоката, до сих пор была в том, что если впоследствии выяснялось, что ущерб при ДТП составил больше 25 тысяч рублей, то стоимость ремонта сверх этой суммы ложилась на плечи виновника ДТП.

«Практика самостоятельного оформления ДТП будет у нас приживаться только в том случае, когда государство будет вести пропагандистскую работу в этом направлении, — считает адвокат. — И еще, на мой взгляд, нужно усовершенствовать извещения о ДТП. Даже мне, специалисту, не очень удобны эти бланки, а у неподготовленных людей тем более возникают сомнения. Люди боятся заполнять непонятные бланки, многие только из-за этого предпочитают дожидаться инспекторов ГИБДД».

Как объяснили cherinfo.ru в ряде страховых компаний, страховщикам, в принципе, безразлично, кто именно будет оформлять документы — инспектор ГИБДД или сами водители. Главное, чтобы у участников столкновения не было разногласий, а все бумаги были заполнены правильно.

«Юридически подкованным гражданам, у которых все документы оформлены правильно, отказа в выплатах быть не может. Но если будет хоть какая-то неточность в оформлении, то компания вправе отказать в выплате. Клиенты обязаны знать законодательство сами. Объяснять им, что такое европротокол, как он заполняется, страховщики не будут. Такая услуга, как выезд страхового эксперта на ДТП и оформление документов, имеет определенную стоимость, не входящую в ОСАГО. Более того, ни в одной региональной страховой компании такой услуги нет. Это прерогатива Москвы и Санкт-Петербурга», — пояснила ведущий специалист череповецкого отделения страховой компании «Ингосстрах» Юлия Сазон.

Новые правила оформления ДТП будут введены с 1 июля 2015 года. У автовладельцев есть время изучить законодательство и учесть все нюансы.


Светлана Долгова