Герои снимков Владимира Силамедниса — обычные череповчане в их повседневной жизни. По словам фотографа, снимая, он не преследует цель заработать и зачастую даже не ставит на фото свои логотипы. В интервью cherinfo.ru Владимир Силамеднис рассказал, как ему удается поймать «тот самый момент», чем фотограф похож на рыбака и можно ли сделать классный снимок телефоном.

Владимир Силамеднис

О СЕБЕ

Мои родители работали на Северной железной дороге и в середине 50-х приехали в Череповец, устроились на металлургический комбинат. Здесь я родился, окончил школу. Затем была учеба в военном училище, служба в армии. Когда вышел в запас, то еще 15 лет работал на «Северстали». Поскольку с техникой всегда был на «ты», то и в армии, и на гражданке работал на инженерных должностях. Последние три года я на пенсии.

О ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

Первый фотоаппарат «Смена-8М» я получил в подарок от родителей, когда учился во втором классе. С воодушевлением отщелкал пару пленок, но проявить их не получилось — пленки слиплись и засветились. Я так расстроился, что забросил фотографию на долгие годы. Когда вырос, снимал в семейный альбом… Но это были фотографии из серии «я на море», «я на экскурсии». По-настоящему я заболел фотографией, когда на 50-летний юбилей сделал себе подарок — купил «зеркалку».

Фотоделу учился сам: покупал журналы, искал информацию в Интернете и просто фотографировал — много и все подряд. Я до сих пор учусь: слежу за мировыми тенденциями, участвую в форумах, фотоконкурсах, а самое главное — снимаю… Бетховен говорил: «Если я не играю один день, то на следующий день это замечаю я. Если не играю два дня, то замечают мои друзья. А если три дня, то уже замечает публика».

Когда только купил фотоаппарат, увлекся природой: снимал пейзажи целый год. Затем открыл для себя макросъемку, позже жанровую фотографию. Сейчас мне интересны взаимоотношения людей, их эмоции. Было только два случая, когда людям не понравилось, как я их снял. Конечно, эти фотографии я сразу удалил.

За каждой «поразительно удачной» фотографией стоит целая куча неплохих и хороших снимков с тем же сюжетом. Фотоаппарат ношу всегда с собой, хотя сейчас даже телефоном можно делать классные фотографии.

О ПОСТАНОВОЧНЫХ ФОТО

Постановочные фотографии делаю очень редко, они редко бывают естественными. Но и такие снимки имеют право на жизнь. Порой видно, что снимок сделан «по предварительному сговору», но он просто великолепен. Пример постановки — фото «Конец пляжного сезона». Этот гриб я увидел на берегу Рыбинского водохранилища за Городищем. Идея кадра возникла мгновенно, но день был пасмурный, и результат мне не понравился. Чтобы поймать солнце, пришлось несколько раз приезжать на рассвете, но тучи не уходили. Наконец я поймал солнечный рассвет, но гриба на месте не оказалось — кто-то просто пнул его. Пришлось срочно выкопать в лесу такой же и пересадить на нужное место. Отснял несколько кадров, и пришла новая идея — создать осенне-снежное настроение кадра и обработать гриб и траву вокруг «первым снегом» из огнетушителя.

Кстати, я обязательно обрабатываю фото на компьютере: свето- и цветокоррекция, иногда кадрирование. Это минимум. Надо уважать зрителя и преподносить ему работу в лучшем виде.

О ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ И ЗАРАБОТКАХ

В моем понимании профессиональный фотограф — это девочка в фотоателье, которая снимает на паспорт. Это ее профессия, и она получает за это деньги. А у любителя многое зависит от опыта, возраста… Когда только учился снимать, для меня были важны усердие и настойчивость, а сейчас самое главное — терпение.

Зарабатывать на фотографии мне неинтересно. Когда тебе седьмой десяток, понимаешь, что всех денег не заработать. Бывает, мои фото покупают, примерно одну работу в год. В основном пейзажи, а я их мало снимаю. С фотобанками тоже не сотрудничаю.

К свадебным фотографам отношусь, как фигурист к хоккеисту. Раз профессия востребована — она имеет право на существование. У меня много друзей среди «свадебщиков». Но они в плену желаний заказчика, а мне это не нравится.

Я даже логотип на фото не ставлю. Не знаю серьезных репортажников, которые ставят логотип на свои работы. При необходимости защитить свои авторские права в суде можно без всякого логотипа. А мне не жалко, если кто-то разместит мою работу у себя на страничке в соцсети. Другое дело СМИ и группы в соцсетях, где тысячи подписчиков. Эти ребята зарабатывают неплохие деньги, поэтому прошу их указывать автора.

О КАЙФЕ И СЕМЬЕ

Особый кайф, когда чувствуешь: сейчас будет кадр. То же самое испытывает рыбак, когда подсекает крупную рыбу. Хочется повторять это чувство кайфа снова и снова. Семья меня очень поддерживает. А вообще, как у нас в народе говорят: «Не пьет — уже хорошо».


Ольга Тычкова