С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который объединил кадастровый учет недвижимости и государственную регистрацию прав на нее в единую систему учета и регистрации. Государственная регистрация недвижимости в целом станет доступнее и проще.

Одним из основных изменений является появление Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), который позволит снизить риски сделок с недвижимостью, сократить время на регистрацию и перевести услуги по регистрации недвижимости преимущественно в электронный вид.

Новый информационный ресурс позволит обеспечить содержание сведений как о правах, обременениях и правообладателях объектов недвижимости, так и об описании таких объектов. Все записи Единого реестра недвижимости будут храниться в надежной электронной базе данных, многократное резервное копирование которой и высокая степень безопасности повысят уровень защиты сведений, укрепит гарантию зарегистрированных прав, минимизирует угрозу мошенничества и снизит для граждан и предпринимателей риски операций на рынке недвижимости.

Согласно новому закону учет объекта недвижимости в кадастре и государственную регистрацию прав на него в ряде случаев можно будет осуществить одновременно. То есть, чтобы зарегистрировать право на объект недвижимости, подлежащий кадастровому учету, заявителям больше не придется обращаться в две разные организации — Кадастровую палату и территориальный орган Росреестра. Новый закон объединил в единую цепочку все действия по оформлению недвижимости.

С нового года в полномочия Кадастровой палаты входит ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в нем, а также прием запросов о предоставлении сведений и выдаче документов, как по результатам рассмотрения таких запросов, так и после осуществления кадастрового учета и регистрации прав.

Законодательством предусмотрено также, что сведения в ЕГРН будут вноситься, в том числе, в порядке межведомственного взаимодействия, без участия правообладателя. Обязанность направлять необходимые для учета и государственной регистрации документы в таком порядке установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов).

Стоит отметить, что законом не предусмотрена выдача свидетельства о государственной регистрации права. По новым правилам кадастровый учет, регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

Таким образом, новый закон упростил процесс оформления документов на недвижимость за счет удобства учетно-регистрационных процедур и экономии времени заявителей.

Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области