Великий праздник верующих

11 сентября в Русской Православной Церкви великий праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи. Сегодня православные впоминают пророка и его подвиг служения Господу.

Евангельское описание мученической смерти Иоанна широко известно. Ирод Четверовластник, который тогда правил Галилеей, устроил во дворце пир по случаю своего дня рождения. Столы ломились от изысканных блюд и дорогих вин, а многочисленных гостей услаждали актеры и танцовщицы. Когда празднество было в самом разгаре, вышла падчерица Ирода. Как простая танцовщица, она стала плясать перед всеми, не только не смущаясь, но и демонстрируя, сколь искусно умела танцевать. Пляска девушки так понравилась Ироду, что «он с клятвою обещал ей дать, чего она не попросит». По наущению своей матери, Иродиады, девица сказала: — Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но «ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей». Когда голову Иоанна Крестителя внесли в пиршественный зал на блюде, уста умершего пророка в последний раз повторили Ироду обличительные слова. По преданию, получив голову, Иродиада проколола язык пророка, который столько раз говорил ей о содеянном грехе, и закопала ее в во дворце, «на некоем бесчестном и потаенном месте». Она не желала, чтобы голову похоронили вместе с телом, так как боялась, что Иоанн Креститель воскреснет. Возможно, она опасалась новых обличений или мести. Считается, что и после своей смерти Иоанн был Предтечей Господу, т. к. перед его сошествием душа пророка явилась в ад и сообщила пребывавшим там душам праотцев о том, что вскоре должен придти Спаситель. После разрушения ада по воскресении Христовом Иоанн был возведен на небо и сподобился многих венцов в Царствии небесном, как девственник, как пустынножитель, как учитель и проповедник покаяния, как пророк, как Предтеча и Креститель и как мученик. «Сегодня мы празднуем день усекновения... — говорится в проповеди митрополита Антония Сурожского. — Празднуем... Слово „праздновать“ мы привыкли понимать как радость, но оно же значит „оставаться без дела“, а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?»