Великий праздник верующих
Великий праздник верующих
11 сентября в Русской Православной Церкви великий праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи. Сегодня православные впоминают пророка и его подвиг служения Господу.Евангельское описание мученической смерти Иоанна широко известно. Ирод Четверовластник, который тогда правил Галилеей, устроил во дворце пир по случаю своего дня рождения. Столы ломились от изысканных блюд и дорогих вин, а многочисленных гостей услаждали актеры и танцовщицы. Когда празднество было в самом разгаре, вышла падчерица Ирода. Как простая танцовщица, она стала плясать перед всеми, не только не смущаясь, но и демонстрируя, сколь искусно умела танцевать. Пляска девушки так понравилась Ироду, что «он с клятвою обещал ей дать, чего она не попросит». По наущению своей матери, Иродиады, девица сказала: — Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но «ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей». Когда голову Иоанна Крестителя внесли в пиршественный зал на блюде, уста умершего пророка в последний раз повторили Ироду обличительные слова. По преданию, получив голову, Иродиада проколола язык пророка, который столько раз говорил ей о содеянном грехе, и закопала ее в во дворце, «на некоем бесчестном и потаенном месте». Она не желала, чтобы голову похоронили вместе с телом, так как боялась, что Иоанн Креститель воскреснет. Возможно, она опасалась новых обличений или мести. Считается, что и после своей смерти Иоанн был Предтечей Господу, т. к. перед его сошествием душа пророка явилась в ад и сообщила пребывавшим там душам праотцев о том, что вскоре должен придти Спаситель. После разрушения ада по воскресении Христовом Иоанн был возведен на небо и сподобился многих венцов в Царствии небесном, как девственник, как пустынножитель, как учитель и проповедник покаяния, как пророк, как Предтеча и Креститель и как мученик. «Сегодня мы празднуем день усекновения... — говорится в проповеди митрополита Антония Сурожского. — Празднуем... Слово „праздновать“ мы привыкли понимать как радость, но оно же значит „оставаться без дела“, а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?»