Лидер «Ключевой» Максим Аншуков: «Башлачёв побудил меня взять в руки гитару»
Московская группа «Ключевая» этой весной дважды выступит в Череповце в мероприятиях, посвященных 55-летию Александра Башлачёва. 16 марта в музее поэта (Строителей, 30) «Ключевая» даст камерный концерт (12+), а 24 мая в Ледовом дворце московские рокеры выступят на фестивале «Время колокольчиков» (12+). Накануне первого визита в Череповец лидер группы Максим Аншуков рассказал читателям cherinfo.ru об отношении к творчеству Башлачёва и о репертуаре, который группа исполнит на концертах.
— Максим, как вы относитесь к творчеству и личности Александра Башлачёва? Что значит его поэзия для вас?
— Для меня Башлачёв имеет колоссальное значение. Он как некий вектор, ориентир русского слова в лучших традициях стихосложения в сочетании с рок-подачей. Он стал для меня двигателем к тому, чтобы самому взять в руки гитару.
— Когда и при каких обстоятельствах впервые услышали Башлачёва?
— Виниловая пластинка «Время колокольчиков» была куплена в 1991 году после поездки в Ленинград, где мы волею случая после посещения могилы Виктора Цоя в компании разудалых поклонников рок-н-ролла тех лет попали на могилу к Александру Башлачёву. Помню как один из них, указывая нам дорогу по бескрайнему кладбищу, пригнулся к земле и сказал, что пойдем на звон колокольчиков, которыми было увешено деревце рядом с могилкой. Разумеется, была еще питерская «труба» (подземный переход), где мы первые услышали песни СашБаша, которые тогда очень многие молодые ребята пели в Ленинграде.
— Слушаете ли и читаете ли вы Башлачёва сегодня? Что может заставить поставить его диск?
— Я передвигаюсь с плейером, в котором, конечно же, есть Башлачёв. Все что угодно может подвигнуть меня поставить на прослушку тот или иной концерт или альбом.
— Сейчас стихи Башлачёва — классика. А как вы и ваши сверстники воспринимали его творчество в конце 80-х и начале 90-х. Башлачёв был актуален тогда?
— Люди из моего окружения, с кем я тогда знакомился и общался, всегда считали и считают Башлачёва классикой, поэтому мне было очень приятно увидеть в учебнике по литературе моей дочери «Рождественскую» Башлачёва. Как-то сразу стало светло и тепло на душе.
— Исполняете ли вы песни Александра Башлачёва со сцены или для друзей в узком кругу? Есть ли любимые?
— Не разделяю песни Башлачёва на любимые и нелюбимые. В творческое наследие входит не так много произведений, но каждое из них имеет художественную ценность. С исполнением песен — мы пробовали, я кое-какие песни исполнял сам или с группой. Скажу только одно: это очень ответственно, поскольку это «оголенный нерв». Каждая песня как драматический спектакль, с завязкой, развитием, потом финал, точка. Подходим к этому вопросу очень ответственно.
— Если бы захотели написать песню о Башлачёве, какой бы она была — печальной, лиричной, веселой, разухабистой?
— Честно говоря, я не знаю, откуда и как рождаются песни. Если эта песня родится, то какой она будет — тогда и увидим.
— В 2010 году вы выступали в Череповце на башлачёвском фестивале. Чем запомнился тот концерт?
— Это был грандиозный праздник! Очень порадовало, что было много народу. Я тогда впервые был представлен семье Александра Николаевича. А запомнился он группе «Ключевая» тем, что у нас по какому-то странному стечению обстоятельств в момент выхода на сцену ничего не работало: отключалась бас-гитара, мы не могли включить гитарный комбик, надо было срочно что-то запаять… И мне пришлось начинать петь одному. Я пел и постоянно оглядывался назад, с мольбой к небесам, чтобы все у нас заработало. И когда в середине второго куплета все наконец включилось, я от радости даже закричал во время исполнения песни. Вот на таком «огоньке» мы и выступили.
— В этом году выступите в Череповце на двух различных площадках — камерной и большой. Будет ли отличаться репертуар? Какой из форматов вам ближе?
— На большой площадке мы представим наши основные произведения, которые исполняем на концертах, поскольку надо максимально показать, что такое группа «Ключевая». Плюс планируем исполнить песню Александра Николаевича. Какую — пока определяемся. Есть варианты. Камерные же выступления мы практикуем и очень любим, тем более на родной площадке в музее Башлачёва. Это больше напоминает дружеские посиделки, где у нас всегда близкий контакт с аудиторией. Там и песен больше, и общения.
— Видите ли вы сегодня продолжателей творчества Башлачёва или музыкантов, которые напоминают его?
— Нет, и никогда не увижу. Потому что Башлачёв — он один. И Пушкин — один. На то они и великое русское поэтическое наследие! Добавить к этому можно лишь то, что Дмитрий Ревякин вместе с группой «Калинов мост» в трибьюте, посвященном Александру Башлачёву, как мне кажется, наиболее близко сумел преподнести его песни в электрическом звучании.
Степан Сенников