Осенью 2018 года череповчанин Максим Гусев проехал автостопом через всю Россию с севера на юг: побывал в Петербурге, Великом Новгороде и Москве, прокатился по берегу Черного моря, заехал в Астрахань, Туапсе, Сочи и на Кавказ. С собой у него было 20 тысяч рублей, палатка и спальник. Как путешествовать бесплатно, действительно ли опасен автостоп, и сколько поможет сэкономить общительный характер, Максим рассказал cherinfo.

Максим Гусев

Подготовка к путешествию

Подготовка была простая: почитал статьи в Интернете, посидел на тематических форумах, поговорил с друзьями-автостопщиками. Еще я купил палатку и спальник — вдруг придется ночевать на улице. В итоге ставил палатку всего один раз, когда поехал в горы в Дагестане. В остальное время останавливался на вписках у людей, которые меня принимали.

Многие автостопщики вообще едут налегке, находят вписки в городах следования. Палатка и спальник — вариант для тех, кто не хочет останавливаться в гостиницах и хостелах или общаться с незнакомыми людьми. Есть люди, которые даже в городе не стесняются ставить палатку.

С собой я взял 20 тысяч рублей на всякий случай. Часто в путешествиях автостопом деньги не нужны вовсе.

Путешествие

Это было мое первое и пока единственное путешествие автостопом. Из Череповца выехал в августе. Вышел на трассу А114 Вологда — Новая Ладога в районе отворотки с завода. Дальше заехал к друзьям в Петербург, затем через Великий Новгород добрался до Москвы, а оттуда в Краснодар и дальше. Собрался на юг, хотел побывать в Туапсе у друзей, затем найти работу и остаться в Сочи хотя бы на полгода. Провел я там всего пару месяцев.

Дагестан, город Хасавюрт. Пришлось переночевать в хостеле, а дагестанские хостелы это что-то! Утром на трассу. Прошел весь город: люди смотрят на меня с интересом, многие спрашивают, откуда, зачем, и что я забыл здесь. А я смотрю на коз, спящих у гаража.

В центре страны и у нас, на северо-западе, дальнобойщики редко подбирают попутчиков — меня подвез всего один, чаще подкидывали водители легковушек. Да и то не слишком активно. На юге подвозят чаще и охотнее, в том числе и дальнобойщики. Многие едут в порт Новороссийска, в Крым, в Грузию, там путешествовать автостопом легче.

Сложно сказать, сколько всего машин было в пути. Пока ехал до Краснодара, сменил семь машин, причем шесть из них были до Москвы. Когда выезжал из Москвы, меня подобрали молодые ребята, которые ехали как раз в Краснодар на старой гоночной машине. Мы ехали очень быстро и прямо туда, куда нужно. Часов за 12 добрались.

Обратно в Череповец я ехал «бла-бла-каром». Слишком устал. Всегда нужно делать остановки и отдыхать, потому что постоянная дорога изматывает. Нужно наметить цель, продумать маршрут, рассчитать путешествие по времени — и в путь. Перед путешествием я уволился с работы, новую нашел, когда вернулся. Хотя можно для путешествия использовать и обычный отпуск. Для многих важна не только точка назначения, но и сама поездка, приключение.

Дорога в горы из города Избербаш. Женщины угощают виноградом и хурмой, утки помогают поймать машину.

Общение

Закрытому человеку сложно путешествовать автостопом, почти невозможно, ведь постоянно приходится разговаривать с водителями, многие из которых подбирают попутчиков специально, чтобы поболтать. Дальнобойщики не любят молчунов.

Многие рассказывают о своей жизни, могут часами разговаривать. Другие любят послушать, это сложнее. Если находятся общие темы, это замечательно. В каждом случае нужно подстраиваться под человека. Мне 21 год, да и друзей у меня не очень много, но я работаю барменом, поэтому общаться привык.

Опасности в пути

Подобрать на трассе путешественника может кто угодно, но никакого оружия я с собой не брал — привык доверять людям. Когда садишься в машину, сразу видишь, что из себя представляет водитель. В разговоре узнаешь человека лучше, проверяешь свои первые ощущения. Конечно, мне рассказывали о случаях, когда людей забирали в рабство в Дагестане. Причем вторую историю рассказал дальнобойщик, который подбросил сбежавшего с цементного завода парнишку, тот провел в рабстве два года. Опасно путешествовать девушкам в одиночку. В Волгограде я останавливался у девушки, которая не боится путешествовать одна, хотя сталкивалась с домогательствами. В ее случае все закончилось хорошо, но какой-нибудь перцовый баллончик лишним не будет. Даже для чувства собственной безопасности.

Трасса на Пятигорск. Одинокий пёс очень хотел кушать, но еды у меня не было. Я стоял и разговаривал с ним, а полицейские в стороне косо смотрели на нас.

В моем путешествии опасных ситуаций не было, но было несколько неприятных. На въезде в Дагестан много постов с вооруженной полицией, проверяют все машины. Из-за этого было немного неприятно поначалу. Второй водитель, который меня там подобрал, водитель маршрутки, был странно одет и разговаривал на местном языке. В такие моменты не знаешь, вдруг куда-нибудь увезет, вдруг у него бомба в машине. Когда я понял, что бояться нечего, я уже не думал о таких вещах. Там же меня подобрали ребята, которые, по ощущениям, были под воздействием каких-то веществ. Они признались, что на этой неделе попадали в аварию уже четыре раза, но как бешеные гнали под 120 километров по серпантину.

Лайфхаки для автостопщиков

  • Чтобы найти место для вписки в незнакомом городе, можно воспользоваться сервисом коучсерфинга.
  • У меня музыки с собой не было, но многие дальнобойщики ее любят. Им нужна музыка, которую не крутят по радио. Они много за рулем, так что им надоедает слушать одно и то же. Часто им без разницы, какой жанр, главное, чтобы она отличалась от радиостанций. Музыка — хороший помощник в общении. Лучше всего взять музыку на флешке. Это хороший лайфхак в автостопе.
  • Не пренебрегайте людьми, которые могут подбросить на 10 или 20 километров. Я считаю, что нужно садиться в любой попутный автомобиль, тогда не стоишь на месте. Но нужно знать, на какой дороге находишься. Это должна быть крупная трасса с хорошим движением. По таким всегда едут люди, проблем с машинами нет. Хотя бывает и на больших трассах пусто. Из Астрахани в Дагестан я ехал через Калмыкию. Там мало людей и машин, даже на федеральных трассах.
  • Чтобы ловить попутки в сумерках или ночью, нужна яркая одежда со светоотражателями, а также фонарик, чтобы осветить себя, показать, что безопасен. Ночью попутчиков берут хуже.
  • Нужно быть готовым много ходить. Хотя бы, чтобы добраться до трассы. Когда долго нет попутки, а стоять холодно, лучше идти. Создается иллюзия движения. Можно пройти три-четыре километра, это практически ничего не даст, на машине-то проедешь намного дальше.
  • Чтобы найти выезд из города, важно иметь карту. Без нее никак. Сейчас карты есть во всех смартфонах.
  • Главное — не отчаиваться. Сегодня повезло, завтра не повезет — не стоит все принимать близко к сердцу.

Семен Мануйлов