В выставочном зале на Юбилейной в рамках акции «Культурная среда» прошел мастер-класс по художественной горячей эмали. Урок провела художница Людмила Ванеева, которая работает в этой технике с 1980-х годов.

«Эту технику нужно полюбить, «договориться» с огнем. Мало кто работает с горячей эмалью, а в Вологодской области почти никто. Техника очень красивая и очень древняя. Еще в Ассирии и Древнем Египте занимались горячей эмалью. У нас были производства в Москве, Новгороде. Известны усольские, вологодские, ростовские эмали. Я занимаюсь авторской эмалью», — пояснила Людмила Ванеева.

Эмали бывают прозрачные и непрозрачные. Мастер изготавливает пластины с композициями, броши, подвески, серьги, крестики, иконы. Размеры изделий — от миниатюрных до крупных, зависит от размера печки. Рисунок наносят на медь, с которой эмаль контактирует лучше всего. Печь разогревают от 600 до 900 градусов.

«Сначала делается эскиз. По эскизу выкладываем медной проволокой рисунок. Это для перегородчатой эмали. Помогаем себе пинцетом. Затем грунтуем медную пластинку, чтобы эмаль в процессе не отскочила, — рассказывает Людмила Ванеева. — Покрываем изделие контр-эмалью и отправляем на первый обжиг. Потом разными цветами эмали тонкой кистью наносим рисунок. Я беру череповецкие эмали, которые используются для эмалированных кастрюль. Они пластичные и укрывные, с ними любят работать иностранные художники. Заготовка отправляется в печь для обжига».

На мастер-класс пришли в основном творческие люди.

«Я делаю витражи. Эта техника близка, но другая. Теорию я знаю, но руками еще не пробовала. Посмотрим, может, тоже займусь горячей эмалью. Это кропотливый труд, но этим он и ценен», — считает участница мастер-класса Наталья Красова.

В этом году Череповецкое музейное объединение запустило акцию «Культурная среда». Вечерами по средам в выставочном зале и других городских музеях проходят творческие мастер-классы и познавательные программы.


Людмила Макарова