В доме на улице Красной, 28а управляющая компания впервые в Череповце внедрила автоматическое снятие показаний со всех счетчиков воды и электричества, а также дистанционное управление температурой воды в батареях и в горячем кране. Сегодня дом показали журналистам.

Как рассказал директор УК «ЖилКомфортСервис» Андрей Левицкий, «умным» дом 2004 года постройки стал в марте этого года, после того как управляющая компания накопила необходимые деньги. Средства привлекли из двух источников: текущей платы за содержание и ремонт жилья и арендной платы операторов связи, станции которых стоят на крыше здания. На проект ушло более 650 тысяч рублей.

«Четвертый этап промышленной революции реализован на этом доме, — гордится Андрей Левицкий, который сам живет на Красной, 28а. — Показания как общедомовых, так и индивидуальных приборов учета снимаются автоматически и единовременно. Разница между показаниями общедомовых счетчиков и счетчиков в квартирах составляет у нас теперь менее 1%, уменьшилась плата за освещение мест общего пользования. По теплу получили экономию 10%. Мы можем из нашего офиса регулировать температуру».

В доме на Красной, 28а установлены двухтарифные («день-ночь») электросчетчики «Меркурий» стоимостью пять тысяч рублей каждый со сроком службы 30 лет и межповерочным интервалом в 16 лет. Счетчики передают информацию по кабелю. Водосчетчики «Карат» снабжены беспроводным модулем передачи данных, работающим от батарейки. По заверениям производителя, батарейка может прослужить до 12 лет. Межповерочный интервал счетчика — шесть лет.

Как уверяет Андрей Левицкий, выгоду получили не только жильцы, но и управляющая компания:

«Обычно как: жители звонят в УК — «у нас холодно!» или «у нас жарко!». Выходит «киповец» (слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике. — cherinfo), а у нас один «киповец» обслуживает все 38 домов, и вручную регулирует температуру. Когда он дойдет до этого дома, если заявок много? Плюс каждый месяц задействован целый штат, чтобы ходить по подвалам и списывать показания общедомовых приборов учета. Они приносят эти листы, потом в офисе инженер забивает цифры в базу. Регулярно происходят ошибки. Одна ошибка — снова идти в подвал».

Внедрением систем «умного» дома занималась череповецкая компания «Северное тепло», использующая программное обеспечение собственной разработки.

«Счетчики могут передавать показания как через GPRS, то есть мобильную сеть, так и через Интернет, — объясняет руководитель подрядной организации Юрий Скворцов. — Система позволяет не только дистанционно регулировать уставку отопления или температуру горячей воды, но и перекрывать эти ресурсы в случае, например, нештатной ситуации. Пока не было таких заданий, но ничто не мешает регулировать давление воды и работу циркуляционных насосов. У нас есть еще три управляющие компании, которые интересуются подобными разработками, но пока только с точки зрения снятия показаний с общедомовых приборов учета и автоматики регулирования».

По словам начальника департамента ЖКХ Артёма Соколова, муниципалитет уделяет большое внимание внедрению IT-технологий в ЖКХ.

«В «Спецавтотрансе» внедрена система ГЛОНАСС для отслеживания местоположения техники. Региональный оператор по вывозу мусора «Чистый след» внедрил похожую систему для отслеживания транспорта, который занят на вывозе ТКО. В рамках инвестиционных программ наши ресурсные предприятия — «Водоканал» и «Электросеть» — заняты установкой интеллектуальных систем и общедомовых счетчиков, которые передают показания дистанционно».


Андрей Ненастьев