В Череповце обсудили, как убрать барьер между сетевиками и местными производителями продуктов. Деловая встреча прошла 12 июня в рамках первого фестиваля «Молочные традиции».

«Проблемы следующие: экспансия федеральных торговых сетей, высокая наценка на местные товары и минимальный объем местных продуктов в сетях. Сетевики отмечают, что в Вологодской области гастрономический патриотизм, жители предпочитают местную продукцию. Необходимо увеличивать ассортимент местных товаров в сетевых магазинах и придерживаться корректной наценки. Но это не вопрос уровня города», — считает начальник управления экономической политики мэрии Татьяна Титова.

Круглый стол по сетевой торговле

Еще несколько лет назад диалога между сетевиками и производителями не было, сегодня ситуация другая, отметил заместитель начальника департамента экономического развития Вологодской области Дмитрий Антонов:

«С 2016 года малые и средние производители начали входить в крупные федеральные сети. Теперь сами сети заинтересованы в местных производителях. Да, некоторые, в частности Череповецкий молкомбинат, еще имеют проблемы, но в области 18 молочных производителей, у нас не конкуренция, а бойня за лидерство внутри региона. Этот период тоже пройдет. Сейчас мы с сетевиками говорим на одном языке».

По словам гендиректора ООО «Череповецкий молочный комбинат» Анжелики Аносовой, проблемы с федеральными торговыми сетями есть у всех производителей «молочки», не только у череповецкого предприятия.

«Наше предложение — включить в соглашение с федеральными сетями определенные пункты: увеличить объем местной продукции на полках, установить доступные цены. Это позволит развиваться заводу, городу и потребителю, — уверена Анжелика Аносова. — Наша продукция есть в каждой федеральной сети, но покупатели ее почти не видят».

Круглый стол по сетевой торговле

Представитель X5 Retail Group Ольга Волкова пояснила, что магазинам вроде «Пятерочки», наоборот, выгодно работать с местными производителями.

«Нам нравится Вологодская область своим гастрономическим патриотизмом. Это хорошо, это сокращает нам логистику. А с фермерами очень успешно у нас работает Карелия — открываются фермерские лавки. Это здоровый механизм: небольшой фермер получает от нас трафик, завтра он подрастет и станет из субарендатора сильным конкурентом. А чем выше конкуренция, тем выгоднее для всех», — утверждает Ольга Волкова.

Собравшиеся пришли к мнению, что решать проблемы нужно не на региональном уровне, а на уровне федерации.

Круглый стол по сетевой торговле

«Все заинтересованы в развитии русской деревни, фермерства, — резюмировал депутат Госдумы Алексей Канаев. — Разрабатывается нацпроект по развитию села, есть программа по развитию территорий. Выделяются колоссальные средства — 2,3 триллиона рублей на пять лет, 95% из них — государственные средства, остальные — региональные и муниципальные. Это строительство дорог, жилья, создание социальной среды, благоустройство деревень, льготная ипотека, цифровизация деревень, создание рабочих мест. Вологодская продукция ценится везде. Но проблема есть — это монополия крупных сетевиков. Определенные ограничения уже действуют, другие проблемы нужно решать законодательно. В том числе бороться с фальсификатом на прилавках, например, отслеживать продукты от производителя до прилавка при помощи штрихкода на товарах».

Участники встречи решили выработать свои предложения и обсудить их в начале июля.


Людмила Макарова