Около 41 миллиона рублей сэкономит городской бюджет за счет перевода детских садов и школ на автономное управление.

Процесс начался осенью 2018 года и предполагал предоставление учреждениям образования большей свободы в финансовых вопросах, а также возможности самостоятельного выбора схемы налогообложения. Кроме того, переход на автономию преследовал цель упрощения закупочных процедур: автономные учреждения руководствуются не 44-м федеральным законом «О контрактной системе», а более гибким 223-м «О госзакупках»

Ключевым достоинством перехода на автономное управление стало освобождение садиков и школ от налога на имущество. Так, по данным управления образования, детский сад № 127 за 2018 год заплатил 870 тысяч рублей налога на имущество за счет городского бюджета. В 2019 году сад работает в статусе автономного и использует упрощенную систему налогообложения: налог на имущество организация не платит, ставка УСН за год составит 171 тысячу рублей. Налог платится за счет средств садика.

Документы

Школа № 26 в 2018 году заплатила 486 тысяч налога на имущество, в 2019 году прогнозный размер единого налога при УСН — 16,1 тысячи рублей.

«Мы стали более свободны в плане ведения финансово-хозяйственной деятельности, — говорит заведующая детсадом № 127 Татьяна Карпенкова. — При переходе на УСН есть выбор вариантов, мы выбрали ставку 15% по формуле „доходы минус расходы“, так как доходов у нас немного: родительская плата и дополнительные образовательные услуги. Переход был сложным из-за того, что в начале года появились переходящие суммы. Но во втором квартале мы вышли на ноль, а по итогам года получим существенную экономию, в основном за счет освобождения от налога на имущество. Эти деньги остаются в сфере. Задумка была такая, чтобы учреждения могли более свободно распоряжаться деньгами: потекла крыша — сразу же выделили средства на ремонт, даже если они не запланированы. В Великом Новгороде, Калининграде вообще нет бюджетных образовательных учреждений, они все автономные, то есть это проверенная другими регионами практика».

Как утверждает заведующая детским садом № 46 Наталия Поступинская, после выравнивания ситуации с авансовыми платежами и переходящими суммами освободились деньги, которые можно направить на развитие садика:

«Мы видим экономию, за счет которой можно вложиться в укрепление материально-технической базы учреждения. Переход на автономное управление — совершенно правильный шаг, за этим будущее».

По словам начальника управления образования Лины Коробейниковой, при переходе на УСН изменился источник финансирования расходов на уплату налога — с бюджетных средств на средства от предпринимательской деятельности самих садиков и школ.

«При этом уменьшения финансирования учреждений не произошло, — подчеркивает Лина Коробейникова. — В целом по сфере идет значительное снижение размера налога: с 41,1 миллиона рублей налога на имущество за счет средств городского бюджета до 4,5 миллиона рублей — это единый налог при упрощенной системе налогообложения за счет средств учреждений».

По мнению руководителей детских садов и школ, экономический эффект был бы еще больше при снижении ставки УСН адресно для сферы образования.

Василий Корешков