В Художественном музее представили после реставрации картину «Встреча Филиппа Ирапского с князем Шелешпанским». В течение шести лет полотно восстанавливали в Московском государственном художественном институте имени Сурикова.

Как пояснила заместитель директора по хранению музейных предметов Череповецкого музейного объединения Елена Иквилс, картина была в удручающем состоянии. В музейное объединение она поступила из Прягаевской церкви Кадуйского района еще в 1937 году.

«До реставрации были многочисленные сквозные разрывы холста, различные темные пятна по всей поверхности, деформация подрамника, деструкция нитей холста, нижняя часть картины была сильно затемнена. Картина требовала реставрации, придания экспозиционного вида. В собрании Череповецкого музейного объединения коллекция живописи насчитывает около полутора тысяч единиц хранения. Коллекция разнообразна, но религиозного, исторического содержания только это произведение. Остальные — в основном художественные пейзажи. Филипп Ирапский — это местный святой, картина сразу же будет выставлена в экспозиционных залах», — рассказала Елена Иквилс.

Картина описывает встречу Филиппа Ирапского с князем Шелешпанским на берегу реки Андоги в ХVI веке, на месте будущей Свято-Троицкой Филиппо-Ирапской пустыни. Произведение размером 180 на 116 сантиметров написано маслом, принадлежит кисти неизвестного художника.

«Изображение Филиппа Ирапского на картине отсылает к работе Михаила Нестерова „Видение отроку Варфоломею“. Князь изображен высоким, красивым, по сути, это центральная фигура. Он показывает рукой на то место, куда святой готов вонзить лопату и начать строительство первой землянки, первого храма. Скорее всего, художник видел репродукцию Нестерова. Но точно, что никаких академий художеств автор не заканчивал. Здесь все решено достаточно плоскостно. Может быть, нет умелого изображения деревьев и фигур, но все сделано с очень большим теплом и старанием», — рассказала заведующая Художественным музеем Светлана Пономарёва.

Мэр Череповца Елена Авдеева назвала полотно «зеркалом истории нашей страны».

«Состояние картины до реставрации, тот вид, в котором она поступила в 1937 году в фонды, демонстрирует отношение революционно настроенных властей к нашей истории. И очень хорошо, что сегодня мы совершенно по-другому смотрим на свою историю, какая бы она ни была. Филипп Ирапский — наиболее почитаемый череповецкий святой, к мощам которого идут тысячи и тысячи паломников каждый год», — подчеркнула Елена Авдеева.

Планируется, что картина будет экспонироваться в историко-краеведческом музее.


Валентина Бушманова