Учитель технологии школы № 40 Василий Трифанов вырезает из дерева миниатюрные избы, игрушки, настольные игры разных стран, а еще ходит с учениками в походы и любит балансировать на канате. Почему египетские настольные игры полезнее компьютерных, можно ли научить девочку столярному ремеслу и кто он такой — сегодняшний трудовик, Василий Трифанов рассказал cherinfo.

Василий Трифанов

— Последняя ваша работа — храм Андрея Первозванного. Это точная копия церкви?

— Да, всё сделано по чертежам. Работу я делал со своими учениками. Нам поступил вопрос-предложение: сможем ли сделать копию храма Андрея Первозванного в Волхове? Церковь была освящена в июне этого года. Мы втроем месяца два собирали этот храм, в высоту он получился 60 сантиметров. Уже передали результат в Волхов. Когда закончили с заказом, захотелось себе такую же модель, и мы решили ее улучшить. В нашем варианте провели в макет свет. Также хотим установить динамик, чтобы слушать звон колоколов. Когда провели свет, то щелки сруба начали просвечивать. Ведь в настоящем срубе есть утепление и полукруг на бревнах, которого у нас нет. Мы решили прошпаклевать стены, чтобы это просвечивание убрать.

— До этого уже пробовали собирать деревянные церкви в миниатюре?

— Есть недостроенная городищенская церковь, но это не совсем модель — у нее нет абсолютного масштаба, просто очень похожа. Также делаем игрушечные рубленые избы, крыша у них открывается. Все наши избы сделаны на примере дедовского деревенского дома. В доме — красный угол со скамейками, обязательно с иконой, спальное место, подушечки, ухватики, лопаточки сделаны. Ну и сама хозяйка есть. Такой домик мы отнесли в Дом ремесел, оставили там на время как экспонат, а в нем появились коврики, половички. Так что получился двойной шедевр. Считаю, что именно такие игрушки должны быть у девочек. Играя, девочка должна впитывать, что она — хозяйка.

— Какие породы деревьев используете для работы?

— В основном используем хвойные — ёлку, сосну. У нас есть обрезки хорошей древесины — ясень, бук, но редко их используем. Все игрушки делаю из ёлки и сосны, потому что она дешевле, после морилки оттенок получается разный. Инструменты использую самые обычные: лобзиковый станок, шлифовальная машинка, фрезер иногда, резцы. Но мы купили приспособление для лобзика, чтобы делать вещи посложнее, например пазлы. В станках ведь толстые пилочки стоят, а мастер Кулибин, как он себя называет в Интернете, делает приспособления, чтобы пилочку ставить тоненькую.

Играя, девочка должна впитывать, что она — хозяйка.

— Видела, вы форт из «Острова сокровищ» делали. Это любимый мультик?

— На форт из мультфильма «Остров сокровищ» пришел заказ. Один коллекционер написал, что герои мультфильма у него есть, но нужен форт, причем подробный. Этот же человек просит сейчас баню из мультфильма про капитана Врунгеля, когда разбитый корабль поставили на вулкан и там стали париться. При резьбе ориентируемся на мультфильмы. Хотя вот баню-корабль показывают очень мало в мультфильме, и многие вещи приходится дорабатывать, додумывать. Но от этого не менее интересно.

— У вас много деревянных настольных игр…

— Мы делаем традиционные игры. У нас большая проблема с восприятием, особенно мужским. Говорят, что телефон загружает левую половину мозга, и она из-за этого неполноценно работает. А левая половина мозга отвечает за логику, она очень нужна мужчинам. Сейчас мужское интеллектуальное развитие идет вниз. А логика как раз развивается настольными играми. Начиналось всё с игры «Кораблик». Это, пожалуй, единственная такая игра, которая закрепилась в России. Но на самом деле это «Дальдоза» — старинная скандинавская игра, которую русские адаптировали. Это боевые гонки. Там две команды гребцов по 12 человек. У игры большая история, морякам она полюбилась из-за тематики. Изначально игровое поле — просто доска, а возможно, вообще чертили все на песке или палубе и использовали камешки. Но качка камешки сбивает, пришлось делать вариацию, чтобы фигурки втыкались в игровое поле. В игре используется своеобразный кубик — кубарь, он прямоугольный. Для нас это игра, а раньше были другие времена и другое видение, везде читалось присутствие Бога. Собирался военачальник в поход, с ним садился предводитель моряков, и они играли. Если военачальник проигрывал, то с ним никто не шел. Потому что Бог ему не дает удачи. Не знаю, насколько это правда, но звучит интересно.

— К играм каких стран еще обращались?

— Боевых гонок огромное количество, есть игра «Шакалы и собаки» из Древнего Египта, игре четыре тысячи лет. Подобная вещь, тоже шумерская, — игра «Ур». В обеих играх используются дайсы — палочки. А самая любимая и самая популярная игра — «Мельница». Игровое поле — квадрат, у каждого игрока по девять шариков. Проигрывает тот, у кого осталось только два шарика, или все они заперты, и ходить некуда. Есть варианты попроще. Например, африканская игра «Болотуду», где тоже надо составлять тройки и уничтожать противника.

Для нас сейчас это игра, а раньше были другие времена и другое видение, везде читалось присутствие Бога.

— А на одной из игр у вас — покемоны. Не совсем старинный вариант…

— О, это шикарная вещь, это японские шахматы — шоги. У нас сделана распечатка, чтобы понимать, какая фигура как ходит — иероглифы-то не прочитать. Первое отличие японских шахмат от обычных — когда фигуры попадают в поле противника, они становятся другими, сильнее. Здесь и пришла идея с покемонами, покемоны же тоже становятся сильнее. Наши «Покишоги» — это идея моего ученика Егора Попова. У японцев основа игр — дисциплина, и когда японцы играют в шахматы, то неправильно сделанный ход — проигрыш, захотел переходить — проигрыш. Второй интересный момент именно в японских шахматах — они не умирают. Здесь шахматы даже отличаются не по цвету, а по острию — мои направлены в одну строну, фигуры противника — навстречу. Когда я съел фишку, я в любой момент могу выставить ее на поле в качестве своей. И это вносит совершенно другую игру. Здесь практически невозможно просчитать стратегию.

— А мебель, например, в натуральную величину делаете?

— Особо нет. Мы работаем так: появилась идея, заказ — сделали. Мы не штампуем вещи. Последняя работа — ткацкий станок. На нем можно ткать полноценные половики полуметровой ширины.

— На уроках технологии всему этому учите детей?

— Это грустная тема. Дети не хотят работать. Также дети почему-то сами считают, прошу прощения за выражение, что руки у них из одного места растут. 80% класса даже не начинают ничего делать, потому что так считают, а родители тоже их в этом убеждают. Но основная проблема — это изменение системы интересов: они сместились на гаджеты, компьютеры, телефоны. Работать руками детям «трудно» и не так интересно. Я сравниваю с предыдущими поколениями. При этом дети считают, что сейчас все можно купить. Сначала на внеурочные занятия приходят многие, но им хочется сразу всё. А так не получается, нужно усердие. И в течение года из кружка уходят почти все.

— Что хотелось бы изменить в уроках технологии?

— Полноценный урок технологии — это минимум двухчасовое занятие, где максимум практики. Такие занятия происходят только в 5 и 6 классе. В 7 и 8 классе — одночасовые занятия, они не позволяют как таковую практику давать, потому что времени не хватает. Я, например, пробовал игру «Мельницу» на уроках делать с детьми, она делается относительно легко. И она реально затягивает. Однажды я вдруг заметил, что на переменах дети вместо телефонов сидят и в «Мельницу» играют. Не все, но… Правильно считается, что ребенок до трех лет не должен смотреть телевизор, тогда он развивается в разы быстрее. Телефон забивает мозг, как и телевизор. Если поиграл в яркие игрушки в телефоне, два-три часа мозг полноценно не работает. А если каждую перемену играть, ни математика, ни физика, ни труды не даются — не интересно, не получается.

Работать руками для детей «трудно» и не так интересно. Я сравниваю с предыдущими поколениями. При этом дети считают, что сейчас все можно купить.

— Девочки бывают на занятиях?

— У девчонок действительно большой потенциал, но есть стереотип, что девочки резьбой не занимаются. С другой стороны, женщину трудно учить из-за возможных травм — у резчиков часто руки порезаны. У меня из-за травмы пальцы даже боли не чувствуют. Но в том году я дал объявление в школьный группе, что жду пятиклассников, любого приму и научу всему вне уроков. И тут мне пишет девочка, что хочет заниматься, но учится в девятом классе. Приходит эта девочка, ее зовут Лиза, и делает шедевр — резного оленя. Она видит, чувствует фигуру, рисунок. И после того моя голова тоже поменялась. Она умеет расписывать, и я тоже начал расписывать. То есть не только я учу, но и меня учат. Я считаю, что человек может всё. Доказываю, что каждый, например, может ходить по канату. Я лет пять уже хожу по канату: полметра над землей, чтобы не травмироваться. Это еще один способ саморазвития, элемент вовлечения молодежи в активную жизнь. У меня есть дети, которые после походов очень изменились.

— А помните свою первую работу из дерева, что это было?

— Это было, скорее всего, что-то страшное. Я ведь ничего не умел. В школьные годы Господь мне дал педагога по резьбе Василия Ильича. Я позанимался буквально полгода, и человека не стало. В 2002 году, после ЧГУ, я пришел в школу в Климовском учителем труда. Зарплата у меня была никакая — четыре тысячи. Мне предложили подработать и вести кружки, взялся за дерево и учился вместе с детьми. Я проработал там восемь лет и уже примерно столько же работаю в школе № 40. Также я получил второе образование — психолога.

— Помимо школы вы ведете две группы — «Деревянная игрушка» и «Туризм, слэклайн». Занятия платные, или зарплата педагога устраивает?

— Есть понятие достатка. Мне достаточно денег, которые я зарабатываю. Занятия по деревянной игрушке провожу в основном в школе после уроков. Иногда проводим платные занятия в других заведениях. А походы проводим бесплатно, это просто общий интерес, он также объединяет коллектив.

— Как относитесь к стереотипам из анекдотов про пьяного трудовика?

— Стереотипы больше не работают из-за отсутствия мужчин в школе. Есть школы, где технологию женщины ведут, есть школы, где труд заменен другой технологией, например, информационной. Есть школы, где мальчики вместе с девочками учатся шить и готовить. Особенно в Череповецком районе много таких школ. Мир меняется, сильно меняется и сам предмет, меняется трудовик. Я, кстати, вообще не употребляю алкоголь много лет. Придерживаюсь теории, что пьющий человек никогда не сможет сделать шедевр.


Валентина Бушманова