Череповчанин Андрей Уткин во время поездки в Санкт-Петербург попал в ДТП. Виновником происшествия оказался иностранец, у которого имелся полис «Зеленая карта». После вмешательства Союза автостраховщиков Андрея Уткина направили для урегулирования убытков в страховую компанию «Росгосстрах», но и там пострадавшего ждали проблемы.

Сначала страховая несколько раз предлагала череповчанину провести ремонт машины в Санкт-Петербурге — там, где произошло ДТП. Потом все-таки направили в автосервис в Череповце.

«Я приехал туда, но мне там очень не понравилось. Это не сертифицированная организация, просто ИП, ответственности никакой за ремонт не несут. В такой сомнительный сервис свою машину я отдавать не захотел», — рассказывает автовладелец.

Дальнейшие переговоры со страховщиком оказались безрезультатны, и Андрей Уткин решил провести независимую оценку ущерба, а потом за свой счет отремонтировал автомобиль в другом, сертифицированном, автосервисе. Затем автовладелец подал иск к страховой компании, чтобы взыскать с нее деньги, потраченные на ремонт.

По выводам экспертизы, затраты на восстановительный ремонт с учетом износа составляют 44 900 рублей, фактически ремонт обошелся пострадавшей стороне
в 69 500 рублей. Разница между фактической стоимостью ремонта и суммой страхового возмещения составила 24 600 рублей. При этом страховщик добровольно не выплатил и неоспариваемую им самим сумму в 44 900 рублей.

Представители страховой компании на суды, по словам истца, не ходили, дело затянулось почти на год.

Требования Андрея Уткина в части суммы восстановительного ремонта машины суд удовлетворил полностью. Суд постановил взыскать со страховой компании 44 900 рублей ущерба, неустойку 24 200 рублей, штраф 22 400 рублей, компенсацию морального вреда 1 000 рублей, расходы по оценке 3 000 рублей. Истцу вернули госпошлину в размере 941 рубль, а со страховщика взыскали пошлину в размере
2 575 рублей — деньги пошли в городской бюджет.

В страховой компании «Росгосстрах» на запрос cherinfo касательно дела не ответили.

По словам юриста, адвокатского бюро «Гурняк и партнеры» Олега Иванова, который представлял интересы Уткина в суде, подобных случаев довольно много.

«Владельцы машин сами отказываются от услуг сомнительных станций по ремонту, или сам сервис, зная, что возмещение от страховщика за ремонт он получит в меньшем размере, пишет отказ в страховую, — объясняет юрист. — Сервисы всеми силами стремятся ремонт не делать, так как для них это убыточно. Пишут, например, отказ с формулировкой „невозможно осуществить ремонт“, без дополнительных объяснений. После отказа, вместо восстановительного ремонта страховая компания производит страховую выплату, которая рассчитывается уже не по единой методике, а с учетом износа. Автовладелец в любом случае получает сумму, не покрывающую всех расходов на восстановление. Но это еще полбеды: в дальнейшем автовладелец теряет право на обращение к виновнику ДТП для взыскания разницы между ремонтом автомобиля по рыночным ценам и выплатой страховщика».

Судебные споры по взысканию страховых возмещений по договорам ОСАГО — из числа самых распространенных в судах Вологодской области. Как правило, подобные дела заканчиваются в пользу граждан.

Так, за первое полугодие 2019 года районные суды и мировые судьи Вологодской области рассмотрели 528 (за 2018 год — 1012) споров о взыскании страхового возмещения по ОСАГО.

«Причинами спора чаще всего являются отказ в выплате страхового возмещения, несвоевременность и неполнота страховой выплаты, отказ в выдаче направления на ремонт, нарушение сроков ремонта, занижение страховщиком стоимости восстановительного ремонта и, как следствие, отказ станции техобслуживания от ремонта по калькуляции страховщика. Процент удовлетворенных исков при рассмотрении споров, связанных с ОСАГО, остается по-прежнему высоким. В пользу граждан суды взыскивают или довзыскивают со страховщиков невыплаченное страховое возмещение, понесенные по делу расходы, связанные с оценкой причиненного ущерба», — рассказала сотрудник объединенной пресс-службы судов Вологодской области Анастасия Красотина.

С 1 июня 2019 года в России заработал институт финансового омбудсмена, в обязанности которого входит в том числе досудебное урегулирование споров по полисами ОСАГО, КАСКО и ДСАГО. Предполагается, что через омбудсмена все вопросы будут решаться быстро, качественно и без волокиты. Для Вологодской области финансовый уполномоченный — это не конкретный человек, а сайт, где заявки принимаются в электронном виде и должны соответствовать определенным требованиям.

По информации «Российской газеты», за два месяца работы финансового уполномоченного от жителей принято 11 тысяч обращений, в основном — по ОСАГО. Но больше половины заявлений вернули назад из-за неправильного оформления.


Александра Гилёва