Генеральный директор ПАО «ФосАгро», президент Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Андрей Гурьев в рамках работы агропромышленной выставки «Золотая осень — 2019» представил председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву, заместителю председателя правительства РФ Алексею Гордееву и министру сельского хозяйства России Дмитрию Патрушеву экологическую маркировку российских минеральных удобрений, которая вводится впервые в истории отечественной индустрии удобрений.

Экомаркировка разработана по инициативе «ФосАгро» при поддержке всех членов РАПУ. Она должна усилить конкурентные преимущества российских производителей чистых фосфатов на мировых рынках, включая «ФосАгро».

Экологичные российские фосфорсодержащие удобрения наряду с сельхозпродукцией войдут в страновой брендированный сегмент продукции с улучшенными экологическими характеристиками. Сегмент создается по поручению президента Владимира Путина. Заместителем председателя правительства РФ Алексеем Гордеевым утверждена «дорожная карта» по созданию в России отечественных брендов экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия — «Зеленого бренда».

По замыслу авторов, создание национального сегмента чистых продуктов питания обеспечит конкурентные преимущества российским производителям на внешнем рынке, усилит позиции страны в снятии торговых барьеров и позволит в перспективе создать нишу эталонной зеленой продукции.

Стандарт зеленой продукции также предусматривает возможность интеграции российских нормативов с глобальными нормами «зеленого» регулирования, включая сертификацию и маркировку российской продукции на основе современных европейских и международных стандартов.

Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев считает, что «основное отличие от органики той продукции, которая будет производиться под зеленым брендом, в том, что она будет абсолютно безопасна для человека и окружающей среды, но при этом будет возможность при ее производстве использовать определенное количество высококачественных, высококлассных удобрений».

Компания «ФосАгро», один из крупнейших мировых производителей фосфорсодержащих удобрений и лидер по суммарным поставкам всех видов минеральных удобрений российским аграриям, — активный участник проектов в рамках создания сегмента «Зеленого бренда».

«С 2022 года фосфорные удобрения с содержанием кадмия выше 60 милиграмм на килограмм окажутся в Европе вне закона. Но уже сегодня Агентство санитарной безопасности питания, окружающей среды и труда Франции — крупнейшего европейского потребителя фосфорных удобрений — бьет тревогу, рекомендуя снизить предельный уровень кадмия в фосфатах не менее, чем втрое — настолько серьезны кадмиевые риски, — отметил генеральный директор „ФосАгро“, президент Российской ассоциации производителей удобрений Андрей Гурьев. — Когда европейский потребитель в полной мере осознает вред кадмия — а это уже происходит на наших глазах — он переориентируется на экологически чистые удобрения и сельхозпродукцию, выращенную с их использованием. И здесь Россия — вне конкуренции. Российские фосфорсодержащие удобрения, в силу уникальных природных особенностей месторождений руды Кольского полуострова, сами задают эталон экологической чистоты в связи с отсутствием концентраций вредных примесей кадмия. Российские производители могут начать переход на экомаркировку уже сейчас, а новый знак может стать прототипом международной маркировки экологически чистых минеральных удобрений».

Экомаркировка на первом этапе будет распространяться на российские фосфорные и комплексные минеральные удобрения, прошедшие сертификацию на соответствие нормам национального стандарта «Экологически чистая продукция. Удобрения минеральные. Технические условия». На следующих этапах сертификации подлежат другие виды минеральных удобрений и мелиоранты. В перспективе планируется маркировать новым знаком продукты питания, при производстве которых использовались только сертифицированные удобрения, соответствующие нормам национального стандарта.

Василий Корешков

* * *