Контрольно-счетная палата Вологодской области выявила множество недостатков в новой системе централизованного бухгалтерского учета учреждений здравоохранения.

По новой схеме, оформление первичной бухгалтерской документации возложили на старших медсестер, однако поскольку те не смогли справиться с этой работой, больницам пришлось не сокращать бухгалтеров, а «тайком» переоформлять их в специально созданные отделы.

Проблему обсудили на рабочем совещании комитета Законодательного Собрания области по бюджету и налогам.

Как рассказала начальник департамента финансов Валентина Артамонова, всю информацию (о начислениях зарплаты, расходах и так далее) медучреждения теперь должны вносить в единую программу. Затем эти данные обрабатывает центральная бухгалтерия.

Валентина Артамонова

«Тема централизации учета определена на федеральном и областном уровне, у нас есть постановление правительства области, по которому мы должны работать. Мы хотим решить самый главный вопрос — выстроить эффективную систему ведения бухучета и соблюдения федеральных стандартов. Такая же работа ведется в федеральных министерствах и ведомствах. Задача на местах — обучить сотрудников работать в специальной программе», — рассказала Валентина Артамонова.

По информации специалистов ведомства, бюджетный эффект от введения централизованной системы учета должен составить 300 миллионов рублей. Эти средства предполагается сэкономить при сокращении штата бухгалтеров.

По мнению контрольно-счетной палаты, экономический эффект, заявленный как цель нововведения, «проявился не явно». Главы медучреждений оставили в штате бухгалтеров, но теперь они работают в отделах «по аналитике» или «по внутреннему сопровождению».

По словам главврачей, они понимают необходимость централизованной бухгалтерии и готовы работать в этом направлении, но нужно устранять недостатки.

«Программа, в которой мы работаем, не адаптирована под нужды медучреждений. Если честно, мы работаем в двух программах. Та, которая была раньше, удобнее. Мы в секунду можем получить любые сведения, чего не скажешь про новое обеспечение. У нас огромное количество медикаментов — порядка 50 миллионов, питание пациентов. Весь этот первичный учет продолжают вести наши сотрудники», — рассказала главврач областной детской больницы № 2 Валентина Иванова.

Совещание с главврачами

«Раньше медсестры заполняли табель учета рабочего времени, который передавался в бухгалтерию. Бухгалтеры с учетом большого количества показателей начисляли зарплату. Медсестра не может быть конечным звеном этого процесса, она не может учесть все его нюансы. Кроме того, учреждения по-прежнему сами выставляют счета за услуги, сами готовят пояснительные записки к бухучету. У нас в больнице до последнего времени все эти данные в централизованную программу вводили бухгалтеры. Мы понимаем, что переходить на общую систему учета нужно, но этот переход должен быть более плавным», — сказал главврач областной больницы № 2 Андрей Пулин.

По информации врачей и данным контрольно-счетной палаты, за медучреждениями остался значительный объем работы по взаимодействию с централизованной бухгалтерией. По-прежнему больницы сами готовят контракты, договоры, акты выполненных работ, контролируют кредиторскую и дебиторскую задолженность.

«В Санкт-Петербурге централизация признана малоэффективной в плане экономии бюджетных средств и несущей риски для управления учреждением. В Московской области проведена централизация учета, но почти все первичные документы там собирают не учреждения, а централизованная бухгалтерия», — сказала председатель контрольно-счетной палаты Ирина Карнакова.

В Санкт-Петербурге централизация признана малоэффективной в плане экономии бюджетных средств и несущей риски для управления учреждением.

«На мой взгляд, есть несколько путей решения. Первый — централизованная бухгалтерия берет на себя оформление первичных документов. Второй — выполнять эту работу в больнице будут не так называемые подснежники, а оставленные в учреждениях штатные специалисты. Мы вроде бы централизовали бухгалтерию, но огромную часть „первички“ при этом оставили на местах. Проблему необходимо изучать. Предлагаю провести еще одну проверку, чтобы получить более свежие результаты. Острые вопросы и предложения вносим в протокол. Предлагаю еще раз обсудить, в каком направлении двигаться дальше», — резюмировал председатель комитета Заксобрания по бюджету и налогам Андрей Подволоцкий.

Василий Корешков