60-летний Павел Калининский из Тарноги, механик по образованию, уже 20 лет создает фигуры изо льда. На февральском фестивале ледяных скульптур в Череповце мастер изваял композицию «Не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей». Правда, простояла она недолго, вандалы, которых уже задержали, ее разрушили, как и остальные ледяные фигуры. Как скульпторы относятся к короткой жизни своих шедевров, чем вологодский лед лучше льда с Северного полюса и как провести ледовое шоу летом, Павел Калининский рассказал cherinfo.

Павел Калининский

— Скульптуры изо льда на площади Молодёжи простояли всего неделю. Вандалы все разгромили. Обидно?

— Конечно, обидно! Девочки-организаторы позвонили и всё рассказали, скульпторы звонили. Ничего не поделаешь — это невоспитанность молодежи. Нужно воспитывать и наказывать. Есть и у нас вандалы, и в Москве бывало такое. Находили, наказывали. Бывало, что восстанавливали, если возможно. Бывали даже кражи. Однажды в парке на обычной скамейке сделали такую композицию: сидит и на гармошке играет Гена Крокодил, а рядом Чебурашка. Утром пришли, а Чебурашки нет — кто-то унес. Пришлось заново делать.

— Обычно над скульптурами работаете по наброску или образ держите в голове?

— Эскизы всегда готовим, наброски делаем. Эскиз нужно отправлять по электронке организаторам, это требование всех фестивалей. Есть ведь фестивали, на которые очень трудно попасть, проходит серьезный отбор. Например, международный фестиваль в Петрозаводске. Я был там пять раз и ниже четвертого места не занимал. В этом году он проходил за неделю до череповецкого, и я туда не ездил. В Москве я очень много фестивалей прошел.

— Какой самый грандиозный?

— Я занимаюсь льдом уже 20 лет. Но самое грандиозное не фестивали, а работа на Северном полюсе в лагере Барнео (комплексная высокоширотная арктическая экспедиция), он каждый год открывается. В 2013 году Русское географическое общество пригласило туда меня и моего хорошего друга, москвича Кирилла Баира. Там проходил арктический совет всех стран. Были наши, Америка, Канада, все европейские страны, граничащие с Северным полюсом. Мы делали очень большое панно на английский языке «Международный арктический совет». Получилась большая стена высотой три метра и длиной 5,3 метра. Работали две недели. Температура там была -30, иногда чуть теплее — -24. При такой температуре не только человеку, но и технике тяжело. Кроме стамесок еще пилами пилим, и пилы, естественно, замерзают. Но там можно было пилу отогреть, просушить и дальше работать. Мы там еще вырезали фигуры белых медведей, а перед медведями — торчащие изо льда хвосты китов. Создавалось ощущение, будто медведи нападают на китов.

Павел Калининский

— При какой температуре оптимальнее ваять изо льда?

— Градусов 12−15 мороза. Когда мороз сильнее, лед становится хрупким, труднее его обрабатывать. Когда мороз 30 градусов, можно лед просто шилом ткнуть — и он рассыплется на мелкие кусочки.

— Что скажете про лед на Северном полюсе, понравился?

— Самое интересное — толщина льда: лед был толще четырех метров. Мы выпиливали купель два метра глубиной со ступенечками, потом просверлили отверстие еще глубже, до воды, купель заполнилась водой, и мы даже купались. Но лед на Северном полюсе не такой прозрачный, как на фестивалях в Череповце или в Москве. Вода соленая, поэтому он не прозрачный, а матовый, белый такой. Интереснее работать с прозрачным материалом — все переливается, как хрусталь. В Череповец лед уже не первый год привозят из Тарноги. Тарногский лед возят и в Москву, и в Санкт-Петербург, и в Мурманск, везде его заказывают, у нас есть специальная бригада, которая готовит лед.

Когда мороз 30 градусов, можно лед просто шилом ткнуть — и он рассыплется на мелкие кусочки.

— А где лед берёте — на озере или реке?

— На озере Климовском. Там специальная бригада готовит лед: чистит сверху снег, чтобы лед нарастал постепенно, когда морозы наступают. Большую пластину вкруговую, по периметру озера, пилой отпиливают, льдина всплывает. А потом снег, который счищают, за эту линию, за борт, так сказать. Лед нарастает снизу, остается прозрачным. Потом его пилят, грузят в фуры и везут заказчикам. Параметры: метр длина, полметра ширина, толщина — 25, 30 и 40 сантиметров. Озеро у нас чистое, строений рядом нет, рыбы много, ближайший населенный пункт в полутора километрах, поэтому оно чистейшее.

Павел Калининский

— В этом году в каких проектах, фестивалях участвовали?

— Возил команду в Москву в парк Победы на Поклонную гору. Две недели работали перед Новым годом, у нас была 18 человек бригада. Но из скульпторов только я и Сергей Халезов из Череповца. Остальные — это монтажники, которые монтируют лед. Вообще, там собираются скульпторы со всей России. Тема каждый год меняется, в этом году была про СССР, Россию, великие даты, события, достопримечательности. Мы делали семиметровый храм Христа Спасителя, башни, между ними стена, а со стен — восемь скатов горок. Самая высокая башня в этот раз — Спасская. Мы сделали ее высотой в 11 метров. На Поклонной горе каждый раз перед Новым годом делаем скульптуры, в этом году это уже пятый сезон.

— А есть любимая скульптура за эти годы, которая действительно в душу запала?

— Есть, конечно. На международном фестивале «Гиперборея» в Петрозаводске вдвоем с москвичом Николаем Гетьманом сделали скульптуру девушки в кокошнике, а кругом белые лебеди летели. Высота скульптуры — около шести метров. Это самая любимая моя работа. А рядом с ней, так как там залив, море, лежал медведь, который держал в лапах большую рыбу.

— Какие детали сложнее делать изо льда?

— Для меня лица сложнее делать. Я нарисовать-то нарисую, но нужен ведь объем. У меня просто времени на это уходит больше. Но есть скульпторы, для которых это вообще не проблема.

Павел Калининский

— Кто вы по образованию?

— Многие скульпторы имеют художественное образование. У меня его нет. Я просто рисовал с детства, самородок я. Выучился в техникуме на механика, но так и не удалось поработать по профессии. Армейскую службу проходил в Германии. Остался там в Доме офицеров гражданским художником-оформителем, три года работал в городе Лютерштадт-Виттенберг. Потом женился там на белорусской девушке и переехал в Белоруссию. Работал на художественной фабрике резчиком по дереву. Из дерева вырезал скульптуры, бочонки, кружки, солонки, панно… Когда ухнул Чернобыль, я решил переселить семью на Вологодчину, в Тарногу. Я родом из Тарноги, здесь построил дом. У меня дочь, три внука, я счастлив. Горжусь своей дочерью, а она гордится мной.

— А лед когда появился в вашей жизни?

— В Тарноге сначала лет пять я работал бригадиром в строительной бригаде, потом стал главным художником-оформителем Тарноги. Постепенно у нас лед начали продвигать. Первая моя ледяная скульптура — пятиметровая ель. Потом стал на фестивали ездить. Два года я был участником и организатором фестиваля деревянной парковой скульптуры. Прошлым летом на этом фестивале в августе мы провели ледяное шоу. Зимой 2019-го заготовили лед, договорились с большими профессиональными морозилками, в которых мясо, рыбу хранят. Лед пролежал до августа. Это ледяное шоу вошло в Книгу рекордов России. Представляете, скульпторы пилят лед в маечках и шортах на глазах у зрителей! В нем участвовал и ваш череповецкий скульптор Сергей Халезов.

Представляете, скульпторы в августе пилят лед в маечках и шортах на глазах у зрителей! Это ледяное шоу вошло в Книгу рекордов России.

— На шоу приезжал официальный представитель Книги рекордов России?

— Нет. Чтобы представитель приехал и сразу все зафиксировал, нужно платить под 400 тысяч рублей. Но район денег на это не выделил. Со спонсорами насобирали 70 тысяч. Сделали полную съемку конкурса, подали заявку, материал переслали, и нам прислали сертификаты. Это самый дешевый вариант. Тема деревянного фестиваля была посвящена русским богатырям, а ледовое шоу называлось «Тарнога солнечная». Тарнога же — столица меда Вологодского края.

Павел Калининский

— Обычно как проходит ваша зима?

— В Москве много по коммерческой части работал. Все до одного московские парки прошел — украшал перед новогодними праздниками. Бывало, что и в офисы ледяные барные стойки с ледяными рюмками-стаканами завозили. Один раз ледяные скульптуры поднимали даже на 48-й этаж! Для этого на пол ставятся большие ванны, а в них — скульптуры по частям. Потом частями завозится, как пирамидка собирается. Делал на свадьбу несколько раз ледяные туфельки. Из такой туфельки молодые шампанское пьют. Конечно, в руке туфелька подтаивает, но шампанское успевают выпить и пофотографироваться.

— А самый необычный заказ?

— Самый необычный заказ был из дерева. Я работал тогда главным художником в Тарноге. Когда СССР стал Россией, я резал гербы для районов — нужно было всю символику менять. Тогда работы у меня было очень много. Губернатором области был Николай Подгорнов. Ему в кабинет я резал герб диаметром три метра и покрывал его сусальным золотом. Причем за «сусалкой» специально в Москву ездил. Так что много технологий за свою жизнь освоил. Мебель на заказ для организаций делал, в ЗАГС, например, огромный стол с кольцами делал. Летом из песка фигуры делаю. Когда свободное время есть, мастерю из дерева. У моего дома стоят три деревянных медведя, избушка на курьих ножках, Баба-яга. А вообще, я специалист широкого профиля, любые работы по строительству беру. Еще очень доходная профессия — печник, поэтому в Москве бываю часто, в Санкт-Петербурге. На Рублевке я камины клал, тоже немножко с художественным уклоном.

Губернатором области был Николай Подгорнов. Ему в кабинет я резал герб диаметром три метра и покрывал его сусальным золотом.

— С чем больше нравится работать — со льдом или с деревом?

— Со льдом быстрее, проще все делается. Из дерева труднее, но зато дерево сохраняется. А лед растаял, и всё. Или как у вас в Череповце в этом году — погром…

Скульптура. Автор Павел Калининский

— А есть какая-то мечта? Может, Родину-мать или Эйфелеву башню вырезать изо льда?

— Мечта есть, но никак не могу спонсоров на это найти. В Книге рекордов Гиннесса есть рекорд китайцев — 23-метровая ледяная ель. Я предлагал на Поклонной горе сделать ель высотой 25−30 метров. На 30 метров у меня даже сделаны чертежи, проект готов. Но это очень дорогостоящее мероприятие, очень много нужно средств именно на технику. Сам лед не такая большая проблема, и специалисты есть. Так что это моя голубая мечта — попасть в Книгу рекордов Гиннесса с высокой ледяной елью.


Валентина Бушманова