Почему люди отдают деньги телефонным мошенникам, хотя знают об их уловках, кого из злоумышленников удается поймать, а кого нет и почему, — об этом cherinfo рассказал начальник отделения по раскрытию дистанционных мошенничеств и преступлений уголовного розыска УМВД по Череповцу Сергей Булыгин.

Сергей Булыгин

— Сергей, в последнее время ничего не слышно про классический вид телефонного мошенничества из серии «ваш сын попал в беду». С чем это связано?

— Такие преступления совершали в основном заключенные из исправительных учреждений. До определенной поры сотовых телефонов там не было, а потом их стали «забрасывать» разными способами. Сейчас схемы, как с этим бороться, наработаны. Почти во всех исправительных учреждениях есть технические средства подавления сотового сигнала. УФСИН с этим активно борется, и сейчас в колониях этих преступлений стало гораздо меньше. Конечно, не везде все благополучно, но в Череповце последнее такое преступление зарегистрировано летом 2017 года. Подозреваемого мы установили: он отбывал наказание в колонии в Сургуте. Его этапировали в Череповец, до сих пор идет суд по четырем эпизодам мошенничества. Возможно, после 2017 года гражданам такие звонки и поступали, но к нам больше никто не обращался. Раньше этапировали таких же злоумышленников из Магнитогорска, Новосибирска, да и вологодские были. Все из колоний. В большинстве случаев у них были сообщники на воле. Они помогали обналичивать средства, а потом возвращать их в колонию, например в виде товара в официальной передаче. С выводом денег у мошенников проблем не было, самое сложное было — обмануть жертву, убедить, что заключенный именно тот, кем представляется. Там были варианты: внук или сын попал в ДТП, ввязался в драку на улице, якобы нужны деньги для невозбуждения уголовного дела. Многие переводили. Номера телефонов заключенные выбирали простым перебором, чаще звонили даже не на сотовые, а на стационарные домашние телефоны. Это довольно кропотливая работа, но она приносила заключенным хороший доход.

— Как действуют сегодняшние мошенники?

— Сейчас звонят в основном «службы безопасности банков». Используется IP-телефония, интернет, работают явно организованные преступные группы. Это не один человек с одним телефоном. Там целые кол-центры, продуманные схемы преступлений, хорошие суммы. Этот вид преступлений тревожит всю Россию. Пока не поступало информации о задержании хотя бы одной из таких групп. Все следы ведут на Украину, а дальше пока мы продвинуться быстро не всегда можем ввиду международной ситуации. Мошенники часто используют программы для подмены номеров, могут прислать СМС или позвонить с даже с номера 900, при виде которого у некоторых людей просто отключается разум. Эти программы позволяют звонить даже с номера вашего родственника, этим злоумышленники и вводят в заблуждение. Номер с кодом 495 тоже может подключить любой, это не обязательно признак серьезной организации. Мошенники звонят с номера, который указан на обороте пластиковой карты и сами просят сверить номера. Человек вроде бы усомнился, а номера совпали, и он продолжает разговор. Это оргпреступность, там есть люди, которые выстраивают цепочки обналичивания. Мы пытаемся отслеживать средства потерпевших и видим, что они в течение нескольких минут «рассыпаются» от Калининграда до Владивостока: деньги снимают в банкоматах во всех городах страны. Дальнейшее их отслеживание — трудоемкая задача. Но все же выполнимая с помощью коллег из других регионов.

Мошенники

— Как настоящие банки на все это смотрят?

— Банкам все это невыгодно, так как страдает их репутация. Они разрабатывают антифрод-программы — это ПО с алгоритмами вычисления подозрительных операций по банковским картами. Сотрудник банка действительно может заблокировать вашу карту. Также они могут позвонить и спросить, вы совершаете эти операции или не вы. Но они никогда не просят кодов. Банки и сотовые операторы сейчас создают систему, когда в реальном времени сотовый оператор будет обмениваться информацией с банком и проверять номер. Если это подмена, то звонок не должен пройти. Пока это только внедряется.

Средства потерпевших за несколько минут «рассыпаются» от Калининграда до Владивостока: деньги снимают в банкоматах во всех городах страны.

— Что делать, если поступил звонок из банка, и я не понимаю, банк настоящий или нет?

— Такой звонок нужно просто сбросить и не переживать. У большинства не лежит на счетах сумм, которые бы не были защищены страховкой (1,4 миллиона рублей. — cherinfo). Если вдруг деньги действительно списаны без вашего участия, банк вам их вернет. Но если вы сами передали мошенникам конфиденциальную информацию, то… Если вам говорят, что деньги исчезли или могут исчезнуть, то вам все равно придется прийти в банк лично. Но просто так деньги пропадают крайне редко, это единичные случаи. В банке, при проведении внутреннего расследования, спросят, давали ли вы подтверждение на операции. Если вы назвали все секретные коды, то что банк может сделать? Ответ сотрудников банка о возврате будет отрицательным, так как вы сами сообщили информацию о банковской карте.

Сергей Булыгин

— Кто становится жертвами мошенников?

— Очень большой разброс в возрастах. Обманывают и 16-летних, и пенсионеров, при этом виды преступлений разнятся. Молодежь — это соцсети в основном: взламывают страницы, находят там интимные фотографии и требуют выкуп за их непубликацию. У взрослого такие фото найти сложнее, взрослым проще звонить «из банка», так как у них чаще есть деньги на картах. Много обмана при покупках в онлайн-магазинах, на площадках бесплатных объявлений. Мысль о предоплате вообще не должна возникать у людей. Мужчины покупают колеса на машины и мотоциклы. В итоге ни колес, ни денег. Девушек обманывают в «Инстаграме»: они покупают шубки норковые в Израиле со скидкой. И даже если мы устанавливаем человека в Израиле, и он там на самом деле живет, то как нам до него добраться в ближайшее время? Пенсионеров «банкиры» почти не обманывают, так как пенсионеры с банковскими картами не всегда могут разобраться. Пожилым людям чаще предлагают компенсации за БАДы, «МММ», услуги экстрасенсов.

1017 фактов дистанционных хищений зарегистрировано в Череповце в 2019 году 70% составил рост таких преступлений по сравнению с 2018 годом

— Какова была максимальная сумма ущерба от телефонных мошенников в Череповце?

— Семь миллионов 175 тысяч 800 рублей. Это был случай с мнимыми компенсациями за ранее купленные БАДы. У женщины вот такие деньги были, она полтора месяца частями переводила их мошенникам. Через полтора месяца поняла, что компенсации не будет. Они держали ее в напряжении постоянно. Похитители денег очень настырные. Однажды позвонили одному из наших сотрудников, сказав, что с его карты проходят несанкционированные списания. Он сделал вид, что у него на счете 500 тысяч рублей, сказал, что идет в банк их снимать. Ему было интересно, что чувствуют потерпевшие и на что способны преступники. Пока он якобы шел в банк, его буквально атаковали звонками с разных номеров, говорили, что в банке могут не помочь, говорили, как действовать. Очень им хотелось эти деньги получить. На том конце трубки обычно исполнители, которые получают процент от обмана. Чем больше они разработали жертв в день, тем больше получили. Преступность меняется. Зачем заниматься грабежами и разбоями, бить кого-то по голове, когда можно похищать деньги, сидя в тепле дома и «бесконтактным» способом?

— Как бороться с этим?

— Каждое преступление можно раскрыть, но нужно время. Хочу попросить граждан быть бдительнее и не допускать обмана, делиться информацией о мошенниках с близкими. В Череповце мы второй год активно занимаемся профилактикой: задействованы все службы, все люди говорят, что знают о проблеме. Но когда им звонят, они теряют голову и переводят деньги или называют конфиденциальную информацию. Вот девушка вчера приходила, перевела 44 тысячи на номер сотового. Ей позвонили «сотрудники службы безопасности банка». Я ее спрашиваю: «У вас вообще деньги на карте были?» Она: «Нет». Но ее так обработали, что она с кредитной карты с комиссией сняла наличные, пошла к терминалу и положила эти наличные на чужой номер телефона. Как это объяснить? Она пришла в шоке от понимания, что ее обманули. Вроде бы можно вернуть деньги, если сообщить сотовому оператору, что платеж проведен ошибочно, но денег на том счете уже нет.


Андрей Ненастьев