После перехода на дистанционное обучение нагрузки выросли и у учителей, и у школьников. Областной департамент образования вынужден был выпустить разъяснения о том, какой объем работы считается допустимым. Мы узнали у педагогов, как изменился их рабочий день и в чем сложности интернет-преподавания.

Татьяна Богдановская, учитель математики, школа № 17.
Стаж — около 30 лет

Татьяна Богдановская

Нет времени на семью

Встаю в пять утра, ложусь в час ночи. Работаю дома, времени на семью стало еще меньше. Из-за компьютера почти не выхожу. Очень много электронной проверки. Пришлось корректировать все программы, планы. Сейчас сократили объем материала, поэтому нужно тщательно выбирать, что дать детям, ведь урок ограничен по времени. Но все учителя стараются, осваивают новые технологии.

48%

школьников считают, что дистанционка негативно повлияла на подготовку к экзаменам, по данным опроса Maximum Education и Mail.ru

40% школьников считают, что экзамены нужно перенести.

Индивидуальный подход

Я преподаю математику в пятых, шестых и десятых классах. С детьми помладше больше творческих заданий. Выстраиваю урок так, чтобы они и короткие видео посмотрели, и задания выполнили. Лучшая форма — видеоконференции, когда учитель сам проводит урок. Но такой урок требует большей подготовки: нужны наглядные материалы, ведь на доске не напишешь. Ну и обратной связи очень много. Общаемся по электронной почте, в соцсетях. По каждой работе даю обратную связь, пишу ошибки. На обычном уроке сказала бы всему классу, какие встречаются ошибки.

Нестыковки в программе

На «Фоксфорде» уроки большие, поэтому мы их можем использовать только как дополнительное обучение. Про некоторым предметам там есть очень хорошие уроки, задания и тесты неплохие. Для подготовки к выпускным экзаменам есть что взять. Но эта платформа общероссийская. Программы разные в учебниках: по одному в пятом классе проходим тему, по другому учебнику эта тема идет в шестом классе. Поэтому есть нестыковки.

Скучаю по детям

Главная проблема — что не вижу детей. Общение с детьми, наверное, важнее количества выполненных заданий. Дети и родители волнуются, мы тоже. Психологически сложно. Проводим классные часы в видеоформате, хоть какая-то отдушина. Конечно, очное обучение намного эффективнее, но в этой ситуации тоже есть плюсы. Мы получили новые навыки: вон сколько платформ освоили, сколько материалов новых отыскали! Вместе справимся!

Кирилл Кузнецов, учитель английского языка, ЖГГ. Стаж — 15 лет

Кирилл Кузнецов

День потерял рамки

Рабочий день потерял осязаемые рамки. Начинается он утром, так как задания надо готовить и рассылать с утра или проводить онлайн-уроки, а дальше — проверка. Обычно часть работ проверяю устно, а теперь всё в письменном виде. Звук от входящих сообщений в «ВК» и ватсапе — целый день.

Не учили преподавать онлайн

Я использую Zoom, гугл-формы для создания тестов, ролики на «Ютубе». Кое-что можно взять на платформах РЭШ и «Якласс». У дистанционного обучения есть плюсы и минусы. Главный плюс, на который многие указывают, — такой формат обучения — вызов. Он поможет сформировать «цифровую» компетенцию у педагогов. Главный минус — такое обучение воспринимается как перенос традиционной системы на «цифровые рельсы». А это все равно что пересадить кучера с лошади в кабину паровоза: суть та же — движение, даже силы лошадиные, только кучер не сдвинет паровоз с места. Мало взять задания с платформ и дать их ученикам. Учитель на уроке не просто дает задание, он организует деятельность. Для организации процесса в онлайне нужна совсем другая методика, в университетах этому не учили и не учат. Нам предлагается все упростить: вот вам интернет — всё к вашим услугам. Нет, так это не работает!

Без коммуникации

В дистанционном обучении иностранному основная трудность в том, что крайне сложно реализовать саму цель обучения — коммуникативную. Мы учим детей общаться на иностранном языке, выражать свое мнение. Дистанционная форма зачастую сводится к ознакомлению с грамматикой и лексикой. Я пока веду онлайн-уроки на платформе Zoom в третьих и пятых классах, но это не то же самое, что настоящий урок. Ловлю себя на том, что пытаюсь перенести мой опыт обучения офлайн в Zoom-формат.

Елена Авдюнина, учитель начальных классов, школа № 16.
Стаж — 33 года

Елена Авдюнина

В школе легче

Рабочий день стал длиннее. Идут новые материалы, ссылки, запросы от родителей, от администрации школы, от управления образования… Приходится все читать, информацию размещать на сайте школы, в группе в соцсети, проверять задания, всем отвечать. Целый день занят, очень много времени уходит. В обычном режиме мне было легче. Я уже столько раз думала, что лучше бы пришла в школу и отвела уроки, а дома спокойно готовилась и проверяла.

Zoom еще осваиваю

Первая неделя была такая сумбурная, мы в основном опирались на учебник и тетрадь, поскольку на «Фоксфорде» для нашего класса не было заданий. Задания выкладывались на сайте школы, в соцсети. У нас второй класс, темы пока несложные, поэтому и дети, и родители справляются. Выполненные задания дети фотографируют и отправляют на проверку. Но не у всех задания проверяю ежедневно. В классе 28 человек, поэтому выбираем: сегодня 12 человек по русскому присылают работу, другие — по математике и так далее. Zoom еще осваиваю, как освою, будем видеоконференции проводить. Но не все дети, наверное, смогут подключиться. Некоторые в деревнях у бабушек.

Самостоятельности мало

Многое сейчас ложится на плечи родителей. Дети иногда даже смысл задания не понимают, поэтому родителям приходится помогать. Но в школе сразу видно, кто не понял материал, а тут за детей родители иногда делают задания. Но есть и такие родители, кто принципиально не будет делать за ребенка. Я даже по ошибкам вижу, что ребенок делал сам. Как мы будем ставить оценки за эту четверть, я не знаю. Даже самостоятельную работу не провести: нет уверенности, что дети выполнят всё сами. Качество, наверное, будет страдать. К этим темам однозначно придется возвращаться в начале следующего года.

Молодежи легче

Мы учимся по программе «Перспективная начальная школа», учебники и подача материала не самые простые. Поэтому и родители не всегда понимают, что сделать и как. Поэтому нужно осваивать новые программы. Молодежи легче, а педагогам постарше уже труднее, мозг не так быстро ко всему этому адаптируется. Но приходится осваивать. Для студентов такой формат обучения, возможно, и приемлем. Но для младших школьников — нет. Им ведь и общения не хватает. Да и я соскучилась по детям. Ведь наши маленькие дети к нам привыкают!

Юлия Баскулина, учитель русского языка и литературы, школа № 25. Стаж — семь лет

Юлия Баскулина

Работаю круглосуточно

Я поняла, что работаю круглосуточно. На своего ребенка вообще времени нет. Сейчас еще идут курсы для экспертов ГИА по русскому языку. Я веду русский и литературу в шестом, восьмом и девятом классах. Тем, у кого одна параллель, наверное, полегче. У меня еще и классное руководство. Родители с раннего утра звонят с вопросами, иногда и в семь утра звонят.

38% учеников не согласны на ОГЭ и ЕГЭ в онлайне, по данным опроса Maximum Education и Mail.ru

Пришлось самостоятельно изучить гугл-формы. На «Фоксфорде» дети решают задания, им нравится. Но вебинары не подходят — программы не совпадают. Я попросила детей зарегистрироваться еще и на РЭШ. Но там постоянно перегруз. А на «Фоксфорде» программа выдает некорректные ответы в тестах. Приходится всё просматривать по каждому ученику. Тесты через гугл-формы тоже нужно проверять вручную. Но еще хуже — фотографии работ. Кто-то шлет перевернутые на 180 градусов, кто-то — на 90, смазанные фото.

Онлайн-хулиганы

По онлайн-урокам у меня проблема с техническим оснащением. Правда, школа готова выделить ноутбук. Педагоги жалуются на онлайн-хулиганство: дети срывают уроки, передают пароли другим, заходят не под своими никами, а как «пупсики, котики, вкусненькие» и так далее. Школа решила: если ник не совпадает с именем в электронном журнале — не пускать на онлайн-урок. По русскому языку я требую письменные задания в тетради, но дети говорят, что им не хочется писать на дистанционном обучении. Но русский язык — это письменный предмет. Я могу все заменить на нажатие кнопки, но ребенок ничего не поймет! Темы идут новые. Если нужно что-то выучить наизусть по литературе, прошу записать видео и скинуть ролик. Некоторые присылают голосовые сообщения. Засчитываю как выразительное чтение. Но хочется, чтобы у детей и знания остались. Дистанционное обучение требует самодисциплины, чтобы ребенок действительно хотел заниматься.

Почему все висит?

При дистанционном обучении учителям приходится решать не только педагогические, но и технические проблемы. Платформы часто висят, сбоят электронные дневники, бывают помехи во время видеоконференций.

Программист Дмитрий Карпов считает, что если серверы и каналы связи будут помощнее, то проблемы исчезнут.

Дмитрий Карпов

«Образовательные программы не рассчитаны на одновременную работу такого большого количества пользователей, не хватает мощностей серверов, — говорит Дмитрий Карпов. — Видео виснет из-за большого количества одновременных соединений: может не справляться компьютер, пропускной канал. Ну и огромное число людей сидят дома! Есть ограничения пропускной способности на магистралях провайдеров, как бывает в прайм-тайм вечерами не в карантинные дни. В общем, это комплексная объективная проблема. Но она решаемая: либо наращивать мощности, либо совершенствовать ПО, если проблема в нем».

Профсоюз работников образования Череповца направил обращение губернатору и депутатам Заксобрания области с просьбой установить учителям с 6 апреля компенсацию за домашний интернет и использование личных компьютеров, ввести доплаты «за особые условия труда», а также запретить дополнительные отчеты для подтверждения работы.

Валентина Бушманова