Пандемия коронавируса заставила перевести образование в дистанционный формат. Готовы к нему оказались не все. Сложности испытывали и педагоги, и дети, и родители школьников. Ученикам приходилось целый день проводить за компьютером, родителям — помогать им с техническими вопросами и больше времени тратить на контроль за выполнением домашних заданий. Последнее в большей степени коснулось родителей младших школьников.

Тяжело пришлось и учителям, особенно тем, кто никогда не вел уроки онлайн. Им нужно было найти учебные материалы, которые бы соответствовали их поурочным планам, выбрать платформу для ведения занятий, придумать подходящий формат домашнего задания, потом как-то его проверить и передать результаты ученикам.

Учительница русского языка и литературы школы № 3 Сокола Татьяна Лопотовская подтверждает, что нагрузка действительно стала выше: «Много информации приходится обрабатывать в новом формате, а еще надо заполнять электронный журнал».

А вот ученикам показалось, что свободного времени на дистанционке стало больше. Анастасия Кулиш, девятиклассница школы № 11 Череповца, рада тому, что не тратит время на дорогу.

Как и большинство школьников Череповца и всей Вологодской области, Анастасия занималась онлайн на платформе «Фоксфорда». В начале пандемии команды онлайн-школы и IT-холдинг TalentTech объединили усилия, чтобы помочь перевести обучение в дистанционный формат. Они предоставили контент и свои разработки и технологии для того, чтобы образовательный процесс был комфортным и функциональным.

Так, с помощью платформы учителя могут создавать виртуальные классы, давать школьникам индивидуальные задания и видеть результаты, отслеживать прогресс.

Чтобы обеспечить бесперебойную работу сервиса в условиях возросшего количества пользователей, компания нарастила инфраструктурные мощности. Теперь одновременно находиться на сайте могут до полумиллиона пользователей.

Живые уроки

Татьяна Лопотовская рассказывает, что подключилась к платформе достаточно быстро, а вот привыкать первое время все же пришлось: «Регистрировалась я по инструкции, в ней все было понятно, расписано по шагам. Потом я рассказала ученикам, как подключиться. Первые два-три дня мы осваивали новый формат коммуникации, но потом со всем разобрались».

Многие учителя работают по записанным видеоурокам. Методист кадетской школы «Корабелы Прионежья» Анна Маратаева отмечает, что длительность записей больше, чем рекомендованные 30 минут, но ее коллеги нашли выход — дети смотрели уроки частями.

В школе № 10 Череповца учителя тоже отметили плюсы готовых видеоуроков, подтверждает директор учебного заведения Анна Леоненко: «Видео можно в любой момент остановить, обрезать, если слишком длинное».

Алексей Половинкин, CEO направления развития цифрового образования TalentTech и основатель «Фоксфорда», рассказал, что видеоуроки, которые платформа предложила использовать в школах на период карантина, записывались для проекта «Экстернат и домашняя школа «Фоксфорда»: «Этот проект работает уже четыре года. В «Фоксфорде» размещен полный контент для 5—11 классов, а недавно появились и уроки для начальной школы. Материала достаточно, чтобы освоить школьную программу в рамках ФГОС. Сервис поддерживает урочную систему, поэтому те учителя, которые перешли на дистанционку, могли придерживаться своей системы поурочного планирования. Все уроки очень живые — мы выбирали педагогов, которые ведут уроки ярко, завлекают школьников».

Учиться дома лучше?

Продолжая тему домашнего обучения, Алексей отметил, что растет число семей, которые отказываются водить ребенка в школу. По его оценке, уже на следующий год рынок домашнего образования может увеличиться в три раза: «Сейчас таких семей порядка 1%, а в следующем учебном году их может стать уже 3%. Многие просто испугаются второй волны эпидемии, особенно те, кто сомневался, переходить на домашнее обучение или нет».

Однако это не значит, что все среднее образование должно перейти в онлайн. Важно различать дистанционное обучение и использование цифровых технологий. По мнению Алексея Половинкина, цифровизация поможет сделать уроки интереснее для учеников и одновременно снимет с учителя рутинные задачи: «Учитель на классическом уроке должен использовать диджитал-инструменты, они помогут часть процесса оцифровать, например, домашнюю работу, часть уроков в смешанный формат перевести. Не обязательно рассказывать тему урока: можно посмотреть хороший видеоурок на платформе, а в классе обсуждать методы решения задач и так далее».

Цифровые оценки справедливее

Алексей уверен, что цифровые технологии изменят и оценку знаний — она станет более справедливой и независимой: «Я убежден, что знания правильнее оценивать в онлайне. Когда есть цифровой след, мы действительно понимаем, что школьник делает. Ведь знания не всегда измеряются контрольной работой, ЕГЭ или чем-то еще. Нужно отслеживать деятельность школьника в некий период времени, чтобы правильно оценить новые навыки и компетенции. А по поводу списывания в онлайне — это все условно. Все зависит от того, как построен образовательный сервис. Школьники, которые получают домашнюю работу в офлайне, тоже успешно списывают. Инструментов борьбы со списыванием в онлайне больше, я в этом тотально убежден. Наша конечная цель — оценивать качество образования цифровым следом, доказанным результатом деятельности, а не только периодической аттестацией».

Выявлять таланты

Сейчас в TalentTech как раз разрабатывается такой сервис. Одним из его направлений станет работа с талантливыми детьми.

«Выявлять и развивать таких детей нужно в каждой школе. Но в каждой школе нет широкопрофильных специалистов, которые бы одинаково хорошо знали физику, химию, биологию, могли развивать еще какие-то детские таланты. Единственный способ ввести это везде — перевести систему в онлайн. Мы предлагаем онлайн-олимпиады, конкурсы, образовательные треки и смотрим, насколько ребенок проявляет успехи», — объясняет Алексей Половинкин.

Он подчеркнул важность участия в этом процессе учителей из регионов: они могут организовать образовательный процесс, а компания предоставит платформу.

«Школьник участвует в олимпиадах, конкурсах и оставляет цифровой след, а мы предлагаем ему образовательные траектории. При этом у ребенка будет наставник, куратор, возможно, это учитель-предметник в его классе. И у наставника будет вся аналитика. То есть это дистанционное обучение, но дети будут под присмотром учителей-наставников, которые будут следить за дисциплиной, мотивацией. Также возможно выводить профильные классы на платформу. Это эффективно и для малокомплектных школ, где не всегда есть педагоги по всем предметам».

По словам Алексея, такой проект поможет раскрыть талант каждого ребенка и предоставит всем школьникам равные условия для развития способностей.

* * *