Предприниматель из Вологды Виктор Чучин 46 раз сплавлялся на своем плоту по рекам Вологодской области. На его самодельном судне умещаются баня, автоприцеп и солнечные батареи. Почему плот надежнее яхты и что можно увидеть, разглядывая берега на скорости пешехода, Виктор рассказал cherinfo.

Виктор Чучин

— Виктор, недавно вы совершили очередной поход по реке из Вологды в Великий Устюг. Как все прошло?

— Как обычно — замечательно! Это путешествие на плоту для меня стало 46-м. Из Вологды до Великого Устюга мы дошли за девять дней. Это быстро. А причина в том, что вода большая.

— Расскажите, как устроен плот?

— Этот плот, как и все другие, я конструировал сам. Его площадь — 100 квадратных метров. На нем есть настоящая деревянная баня из клееного бруса, туалет. На плоту стоит автоприцеп, который рассчитан на проживание пяти человек, внутри автоприцепа теплый пол, кондиционер, телевизор, есть вай-фай. Также есть душ с горячей водой, отопительная система, которая рассчитана на морозы до -20 градусов, газовая плита. На автоприцепе стоят восемь солнечных батарей, всего на четыре киловатта. К плоту крепится мотор, он помогает идти по реке, с ним гораздо легче, чем было раньше. Оборудовано место для рыбалки. Есть трап для купания: можно спуститься, поплавать на середине реки и подняться обратно. Все для комфортного проживания и отдыха.

— А солнечные батареи справляются, ведь у нас много пасмурных дней?

— Солнечные батареи установлены на крыше автоприцепа. Летом они работают просто замечательно. Они передают энергию в аккумуляторные батареи. Если в один день солнышко, а в другой нет, аккумуляторы очень выручают, они долго могут отдавать запас. За один солнечный день накапливается энергии, которой хватает на работу кондиционера, холодильника, телевизора, теплого пола, на подогрев воды, электрочайник. Если дождь длится несколько дней, у меня есть небольшой генератор: дернул ручку, и батареи полностью зарядились уже через полчаса.

Плот

— Из чего сделан сам плот?

— Плот собран из заводских понтонов, скреплен специальными креплениями, сверху деревянная палуба. Такая конструкция способна поглощать волны. Плот, как гусеница, идет по большим волнам и поглощает их. Плюс в том, что осадка очень маленькая, а площадь большая. То есть плот в этом плане гораздо безопаснее, чем любое другое судно.

Если дождь длится несколько дней, у меня есть небольшой генератор: дернул ручку, и батареи полностью зарядились уже через полчаса.

— Как началось ваше увлечение путешествиями на плотах?

— Первый раз я вышел на реку в 24 года и больше ни одного года не пропустил. Я тогда впервые поехал на Чёрное море в Сочи, и мне было немного скучно. Лежал на песке, и вспомнилось, какая прекрасная природа в Великом Устюге — три реки. Тогда я нарисовал на песке свой первый плот. А когда вернулся домой, воплотил задумку в жизнь. Плот был примитивным: обычный бревенчатый, из молевого сплава. Бревна сколачивал, связывал, ставил палатку одноместную, и всё. С 1980 года свои плоты я обязательно фотографирую. В первое путешествие отправился с женой и другом. А потом появились дети. Они уже с трех лет путешествовали со мной каждый год. Сейчас дети выросли, и я иногда путешествую с внуками.

— Не проще ли купить яхту? Почему именно плот?

— Яхта в наших условиях и по нашим рекам пройдет далеко не везде. После Тотьмы и Нюксеницы всё труднопроходимо. У моего плота осадка 20 сантиметров. А любая яхта дает осадку минимум 60 сантиметров. К тому же яхта — дорогое удовольствие, а плот вместе с автоприцепом обошелся в миллион рублей, не больше. Плот легко разобрать, что я и делаю в конце сезона. Весной на плоту прихожу из Вологды в Великий Устюг, встаю на якоря и живу в Устюге на реке все лето. Я предприниматель, занимаюсь строительством, и не только в нашей области. Сейчас я стою на якорях в Великом Устюге, живу на плоту, здесь проведу все лето. У меня есть рабочий кабинет, отсюда провожу совещания. Конечно, купаюсь, загораю, рыбачу.

Плот

— Какое путешествие вам запомнилось больше всего?

— В прошлом году мы ходили до Архангельска по Северной Двине. Еще никто до Архангельска на плоту не ходил. Шли довольно быстро и до конечной точки добрались за 11 дней. Средняя скорость была четыре-пять километров в час, но иногда доходила до восьми. На подступах к Архангельску команда едва справилась со штормовым ветром: плот вынесло на большую воду, а это километров восемь от берега. Непрекращающийся дождь, сильный ветер и большая волна не давали приблизиться к берегу, да и просто развернуться. Швартовались почти целый день. Для меня это не только самое интересное, но и самое экстремальное путешествие. Некоторые ребята по два спасательных жилета надели, но ничего, зато довольны полученными эмоциями.

Сейчас я стою на якорях в Великом Устюге, живу на плоту, здесь проведу все лето. У меня есть рабочий кабинет, отсюда провожу совещания. Конечно, купаюсь, загораю, рыбачу.

— С кем вы путешествуете?

— У меня подобрана команда. Есть фотохудожник, бард, который на гитаре играет и поет, есть шеф-повар, автомеханик, я его называю лучшим автомехаником Вологодской области. Все привыкли путешествовать, любые трудности не страшны. Все они мои друзья, единомышленники, с которыми работаем и общаемся постоянно. Они разделяют моё увлечение, спят и видят, когда наступит время отправиться в поход.

— Что можно увидеть, когда идешь по реке с малой скоростью?

5 километров в час средняя скорость плота 30 тонн — его грузоподъемность

— Средняя скорость плота — пять-шесть километров в час по течению, это как человек по берегу шагает. Можно сказать, что все 600 километров от Вологды до Устюга мы вот так шагали, а это и есть наслаждение. Если бы мы шли быстрее, много чего увидеть просто не удалось бы. Когда смотришь, как медленно и постепенно меняются пейзажи, появляются виды из-за поворота, — это здорово! Видишь птиц, рыбаков, деревни… Можно остановиться, зайти в сельский магазин, пообщаться с людьми. Ночью мы стоим, идем только днем, в среднем по восемь часов. Люди очень доброжелательно реагируют, когда видят наш плот. Как-то даже цветы подарили от удивления. Жизнь на реке с годами меняется. Например, сейчас практически нет судоходства. В этот раз не встретили ни одного катера, только лодки на берегу стояли. Раньше кораблей было много. В верховьях реки, где глубина до 20 метров, на баржах перевозили грузы. Сейчас, видимо, выгоднее делать это автомобильным транспортом.

Вид с плота

— Ваш плот зарегистрирован?

— Зарегистрирован как маломерное судно, есть документ. Я законопослушный гражданин, могу идти на своем плоту хоть по Волге, хоть по Енисею.

— Каковы технические характеристики судна?

— Грузоподъемность большая: плот может выдержать и 30 тонн. У меня, как правило, нагружено не больше пяти. Иногда собирается по 30 человек друзей, и плот этого даже не замечает.

— Что вас больше всего привлекает на Сухоне?

— Вся река великолепна и интересна. Верховье Сухоны — это одна история, а низовье — совершенно другая. Верховье — это низкие кустарники по берегам, большие затопляемые территории. Начиная с Нюксеницы берега растут и достигают 80 метров! При такой высоте иногда кажется, что находишься в каньоне. Много красивейших мест, где мы обязательно останавливаемся, любуемся. После Тотьмы есть камень «лось». Громаднейший, у его подножия останавливался сам Петр I, когда ходил в Архангельск. Есть место, которое прозвали «Васькин ключ». Там с 30-метровой высоты бьет вода. Каждый путешественник ее обязательно набирает. Она просто изумительного вкуса, идет из Щучьего озера, оно в пяти километрах от ключа. Озеро похоже на Байкал: такое же чистое и прозрачное, только маленькое. Его глубина достигает 30 метров! Как-то я отвез эту воду на исследование. Санврачи были просто поражены ее составом. Есть знаменитые Опоки, там небольшой, но очень красивый водопад с уступами. Его не описать словами. Там же река поворачивает на 180 градусов. Скорость воды огромная, а на берегу источник, мы его называем фонтаном. Без каких-либо насосов вода бьет вверх десятки лет. Она очень холодная, но мы обязательно купаемся. Есть в этом источнике какая-то магнетическая сила: вода ледяная, а когда выходишь через три-четыре минуты, снова хочется окунуться, тянет просто… Напротив Климово природа ветрами, водами сотворила очень интересные фигуры, их можно разглядеть. Например, две головы, мужская и женская, прислонившиеся друг к другу. Высота огромная там, место красивейшее… Многие мне звонят, пишут — спрашивают, как там побывать.

— Где бы вам хотелось еще побывать?

— Мне уже почти 70, но я активно работающий пенсионер, так что времени для дальних путешествий не хватает. Манит везде! И по реке Юг хочется пройти еще раз, и северные реки приглашают.


Светлана Марущенко