Робототехнический комплекс с машинным зрением внедрили на «Северсталь-метизе». В 2019 году второкурсники ЧГУ предложили использовать эту технологию для контроля качества при производстве железнодорожных клемм.

Железнодорожные клеммы нужны для соединения рельсов с основанием. Они уменьшают уровень вибрации от рельсов на шпалы и земляное полотно.

Железнодорожная клемма

«Нужно было определять клеммы, считывать размеры и отделять брак с помощью машинного зрения. Мы использовали видео, снятое здесь, на производстве. Затем нашу идею развивала сама компания „Северсталь-метиз“. Для нас это был хороший опыт», — рассказал студент Даниил Викторов.

Система научилась определять три основных дефекта клемм. Это сведение или разведение концов и ненормативное расстояние от концов до подошвы.

Комплекс состоит из робота-манипулятора и системы машинного зрения, рассказал ведущий эксперт ОАО «Северсталь-метиз» Олег Голяков:

«Когда клемма движется по конвейеру, первая камера определяет ее координаты. Затем робот захватывает клемму, подносит ее к основной камере, которая ведет все измерения. По результатам измерений робот либо оставляет ее на конвейере, либо откладывает в один из лотков, в соответствии с имеющимся видом брака. На линии делаются 16 клемм в минуту. Раньше все измерения проводил человек. Смена длится 12 часов, а клемма весит килограмм, так что работа эта была напряженной. С внедрением машинного зрения мы избавились от человеческого фактора».

От начала работы со студентами до внедрения идеи прошло чуть больше полугода, рассказал старший менеджер офиса продаж ОАО «Северсталь-метиз» Даниил Грушин:

«Полноценно система начала работать в августе. Теперь продукцию после робота не нужно проверять, она на 100% выходит качественной. Для нас это и экономический, и имиджевый эффект».


Семен Мануйлов