Череповец получил 240 миллионов рублей на создание интеллектуальной транспортной системы по федеральной программе «Умный транспорт». До конца года в городе установят 47 детекторов, отслеживающих потоки транспорта. До конца 2021 года планируется установить еще 100 детекторов. Что такое интеллектуальная транспортная система и зачем она нужна, рассказал директор Центра муниципальных информационных ресурсов и технологий Андрей Лужинский.

— Андрей Николаевич, для чего нужны детекторы?

— Это комплексы фотофиксации автомобилей, с помощью которых мы можем понять, сколько машин ездит по городу, откуда и куда они едут, сколько времени затрачивается на путь из точки А в точку Б, учитывая загруженность улиц. Статистику движения мы будем собирать для прогнозирования ситуации. Планируется обучить систему, которая будет рассчитывать время работы фаз светофоров. Сначала она будет выдавать рекомендации для оператора, который сможет вручную применять настройки. К третьему году система уже сама будет переключать светофоры.

— Водителям, привыкшим к продолжительности фаз на перекрестках, нужно будет отвыкать, потому что система будет регулировать их по-своему?

— Именно так. Светофоры будут гореть динамически в зависимости от условий, например, от выпадающего снега, аварий, заторов. Система не сделает всегда хорошо всем. У нее будут приоритетные направления, по которым можно будет проехать быстрее. Одна из задач системы — улучшить транспортную обстановку. Система включает не только программные алгоритмы и светофоры, но и электронные табло, которые начали появляться в городе, модернизацию автобусных остановок, создание платных парковок, расширение улиц или, наоборот, их сужение. Это больше, чем просто светофоры.

— В следующем году вы установите детекторы. Что дальше?

— После этого начнется более сложная работа: разработка программного обеспечения, тех самых алгоритмов, которые вначале будут работать как советчики для центра организации дорожного движения. Пока что светофорами будут управлять люди. На последнем этапе внедрения система начнет работать автоматически.

— Где будет создаваться этот центр организации дорожного движения?

— Сейчас это обсуждается. Скорее всего, на базе ЦМИРиТа или «Электросвета», который эксплуатирует и обслуживает светофоры. Там уже создана система, которая позволяет удаленно управлять светофорами.

— Нужно ли время на отладку системы?

— Детекторы — это самое начало. После этого начнется сбор данных о том, как двигается транспорт в городе: что бывает в дождь, в снег, когда тает, когда тепло. Чтобы обучить алгоритмы, нужно собрать большой объем статистики. Отладка займет не меньше года. Система сама начнет работать не раньше 2023 года.

Так выглядит сейчас система управления светофорами в Череповце

— Светофорам понадобится какая-то модернизация?

— Сейчас все светофоры в городе оснащаются новыми контроллерами управления. Однако некоторые еще не поддерживают удаленное управление. 11 контроллеров мы уже поменяли в этом году, в следующем году модернизацию закончим. Все новые светофоры устанавливаются с современными контроллерами, поддерживающими удаленное управление.

— Какой итог внедрения системы? Я на машине из 104-го проеду на Фанеру быстрее?

— Если говорить про всю философию транспорта, то да, быстрее. Однако приоритет будет отдаваться общественному транспорту и служебным автомобилям, скорой помощи, пожарным. Апогей системы: автобус подъезжает к светофору, для него загорается зеленый свет. Автобус проехал, загорается красный, и система работает в обычном ритме.

— Есть ли у города дальнейшие планы по внедрению подобных систем?

— В городе действует программа «Умный город», в ней 14 крупных проектов, начиная от туризма и ЖКХ и заканчивая автоматизацией уборки улиц. Такие системы будут появляться в Череповце во всех сферах.

— Не поработят ли человечество эти системы в конечном итоге?

— Нет. Это всего лишь алгоритмы, которые не могут сделать ничего из того, чему их не научили. Но они совершеннее операторов-людей. Даже десятку людей, которые будут мониторить Череповец глазами, не оценить столько факторов, влияющих на транспорт и движение, сколько учитывает алгоритм.

Семен Мануйлов