Директор «Водоканала» Сергей Ильин: «Мы в Череповце научились правильно готовить питьевую воду»
Первый водопровод в Череповце построили 105 лет назад. Его протяженность была всего 3,6 километра, а объем перекачиваемой воды — 60 тысяч ведер в сутки. Сейчас в городе больше 500 километров сетей водопровода и больше 600 — канализации. В сутки «Водоканал» выдает жителям и предприятиям около 100 тыс кубометров питьевой воды.
Сергей Ильин, директор «Водоканала», рассказал cherinfo о знаковых проектах предприятия в уходящем году и о том, почему череповецкую технологию подготовки воды признали наиболее перспективной на федеральном уровне.
— Как удалось добиться, что череповецкая технология подготовки питьевой воды вошла в справочник Минстроя как одна из самых перспективных?
— С конца 2010 года мы применяем для обеззараживания питьевой воды не хлор или озон, а реагенты неокислительного действия на основе полигексаметиленгуанидина, или ПГМГ (торговое название «Дезавид-концентрат, «Дефлок», «Унико»). Эти средства в установленном порядке прошли необходимые процедуры государственной регистрации и имеют полный пакет разрешительной документации. Механизм действия данных реагентов на бактерии и микроорганизмы отличается от влияния хлора. Средство обладает высокой дезинфицирующей эффективностью, и при этом его использование позволяет исключить в процессе обеззараживания воды образования токсичных хлорорганических соединений, в том числе хлороформа, тем самым значительно уменьшить канцерогенные риски.
Технологическую и гигиеническую эффективность ПГМГ мы доказали опытом использования его на своих сооружениях. И Минстрой рекомендовал наши технологии подготовки воды для других регионов.
Кроме того, переход на новую технологию водоподготовки позволил отказаться от эксплуатации химически опасных производственных объектов: базисного склада на 120 тонн жидкого хлора и расходного склада хлора производительностью 15 тонн, расположенного на территории комплекса водоочистных сооружений в черте города. Это тоже немаловажный фактор, особенно сейчас, когда вопросы безопасности, в том числе и антитеррористической, актуальны.
До 2010 года в Череповце для обеззараживания питьевой воды ежесуточно использовали одну тонну хлора. Многие череповчане, наверное, даже помнят тот хлорный запах от воды. Теперь мы от всего этого ушли.
— Почему именно Череповец стал первым использовать новую технологию?
— Мы не единственные. В Чудово, это Новгородская область, тоже отказались от хлора. Есть еще города, которые переходят на новые реагенты. Это связано с технической оснащенностью очистных сооружений. У нас основной период внедрения новейших технологий пришелся на конец 90-х — начало 2000-х. К началу 90-х в Череповце была катастрофическая ситуация с питьевой водой и очисткой сточных вод. Тогда интенсивно развивалась металлургия, химическая промышленность, число жителей постоянно росло. Даже была федеральная программа «Оздоровление окружающей среды и населения Череповца на 1997—2010 годы». Мэром был Михаил Ставровский. Под его руководством в 2000 году была разработана городская программа по развитию водопроводно-канализационного хозяйства. Она была рассчитана на три года и успешно реализована. Тогда «Водоканал» построил водопроводные и канализационные очистные сооружения. Появилась водоочистная станция № 3 производительностью 110 тысяч кубометров питьевой воды в сутки. Эта станция работала по так называемой неоклассической технологии — это реагентная схема очистки по двухступенчатой схеме на рециркуляторах-осветлителях (в которых происходит глубокое осветление воды во взвешенном слое осадка) и скорых фильтрах (финишная очистка, фильтрация).
Затем на комплексе водоочистных сооружений внедрили целый ряд инновационных технических решений для подготовки питьевой воды: это и обработка воды порошкообразным угольным сорбентом, микрофильтрация на мембранах, обеззараживание ультрафиолетом и реагентами неокислительного действия. В комбинации всех этих технологий состоит секрет высокого качества питьевой воды, которую мы подаем череповчанам.
— Как на «Водоканале» контролируют качество воды?
— Мы контролируем воду по 61 показателю: в том числе химические, микробиологические, вирусологические и радиационные. В графике контроля 65 точек: подкачивающие насосные станции, сады, школы, больницы, водопроводные колонки… После ремонтов сети питьевую воду обязательно проверяем. То есть контролируем воду от источника и по всем ступеням.
— При этом вам удалось сохранить один из самых низких на Северо-Западе тарифов на воду…
— Это так. В Череповце тариф на водоснабжение 20,64 рубля с НДС за кубометр — один из самых низких в регионе и на Северо-Западе. А качество нашей воды по таким показателям, как цветность, мутность, остаточный алюминий, окисляемость, превышает санитарные стандарты от двух до пяти раз!
— Ваши коллеги из других городов приезжают в Череповец за опытом?
— Наше предприятие входит в Российскую ассоциацию водоснабжения и водоотведения. Она объединяет около 150 городов. Не хочу хвастаться, но в ассоциации так и говорят: «Если хотите увидеть, как правильно готовить питьевую воду, то поезжайте в Череповец». Наша технология не только качественная, но и недорогая.
— С «Водоканала» идет хорошая вода, но она ведь проходит километры труб, прежде чем выльется из крана. Наверняка качество ухудшается?
— Качество питьевой воды в системе водоснабжения Череповца соответствует всем требованиям санитарного законодательства. Но, говоря про успехи по обеспечению горожан качественной питьевой водой, мы не говорим, что уже всего достигли. Протяженность сетей водопровода в Череповце — больше 500 километров, канализации — больше 600, в том числе 200 километров ливневой канализации. Возраст коммуникаций не малый. В цивилизованных странах есть стандарт: каждый год нужно заменять не меньше 3% сетей. У нас таких возможностей пока нет. Износ сетей сейчас — 65—70%. В рамках инвестиционной программы предприятия мы ежегодно заменяем пять-семь километров ветхих сетей. Считаю, что наша перспективная задача — менять сети. В ближайшие 10—15 лет, максимум 20 надо показатель износа сетей снизить в два раза, хотя бы выйти на 30%. То есть ежегодно нужно менять примерно 5% сетей.
— Как вы работаете с жалобами на ржавую воду?
— Большинство таких жалоб поступает летом, в период подготовки домов к отопительному сезону. По закону водоканал как ресурсоснабжающая организация отвечает за качество воды до стены здания, но мы разбираемся в каждом случае досконально. У нас на предприятии введен регламент: специалисты выезжают в квартиру к каждому заявителю, неважно на холодную или горячую воду жалоба, а также на водомерный узел, выясняют причины. В большинстве случаев ухудшение качества воды связано с неудовлетворительным состоянием внутридомовых сетей, за которые отвечают обслуживающие организации и зачастую ремонтируют их несвоевременно и не с должным качеством. Специалисты «Водоканала» в течение последних нескольких лет активно исследуют возможные причины появления ржавой воды в кранах потребителей. Проведенные исследования подтверждают, что качество питьевой воды часто ухудшается из-за наличия в ней примесей из системы централизованного теплоснабжения многоэтажного дома. Особенно это характерно для Зашекснинского района. Многие череповчане считают, что всё, что течет из крана, — ответственность «Водоканала». Но мы прежде всего отвечаем за качество холодной воды. Горячая вода — зона ответственности обслуживающих дом организаций и управляющих компаний.
— В этом году «Водоканалу» исполнилось уже 105 лет. Какое событие стало самым знаковым в юбилейном году?
— Это участие в федеральном проекте «Оздоровление Волги» по нацпроекту «Экология». Мы долго к нему шли. В 2018 году Вологодская область вошла в перечень из 16 регионов, которые стали участниками проекта по сохранению Волги. Губернатор и мэрия помогли «Водоканалу» стать частью этого проекта. За два года мы уже выполнили два важных мероприятия на очистных сооружениях. Итог — сокращение сброса загрязняющих веществ в водоем на 730 тонн в год. А главное, мы ускорились с реализацией федерального проекта почти в два раза. В 2020 году досрочно реконструировали сооружения механической очистки сточных вод — 18 первичных и вторичных отстойников. Хотя эти работы были рассчитаны на три года. Также модернизировали оборудование в цехе механического обезвоживания — установили там фильтр-пресс. На эти два мероприятия потрачено 274 миллиона рублей. Всего на проект «Оздоровление Волги» с 2019 по 2023 годы предусмотрено 600 миллионов. На 2021 год также запланировано выделение из бюджета 326 миллионов рублей. Мы внедрим технологию доочистки сточных вод методом микрофильтрации. В итоге мы выйдем на заложенные нацпроектом параметры: троекратное снижение доли загрязненных сточных вод, сбрасываемых в водоем.
— Расскажите про микрофильтрацию сточных вод.
— На канализационных очистных сооружениях, правобережном и левобережном участках, планируется установить семь дисковых микрофильтров с 20-микронной ячейкой. Микрофильтрация гарантирует высокое качество очистки и последующего обеззараживания ультрафиолетом сточных вод, включая ливневые воды. Ведь с 2009 по 2018 год на предприятии переключили все 35 ливневых выпусков в сеть хозяйственно-бытовой канализации для дальнейшей очистки на очистных сооружениях. А от двух до пяти миллионов кубометров ливневых сточных вод в год. Таким образом, эти воды проходят полную механическую, биологическую очистку и обеззараживание перед сбросом в Шексну.
А благодаря реконструкции очистных сооружений канализации и внедрению технологии микрофильтрации в Шексну будет сбрасываться очищенная сточная вода лучшего качества, чем исходная речная.
— Какие новые направления вы сейчас осваиваете?
— Будем развивать технологии по переработке осадков сточных вод, их компостирования. Получается продукт почвогрунт, он используется для рекультивации земель. Мы пошли по примеру Подольска, где уже внедрена эта технология. Также на этом подмосковном водоканале уже внедрили технологию доочистки сточных вод микрофильтрацией. Весной поедем в Подольск, посмотрим, как это работает на их сооружениях. А почвогрунт мы уже готовим, в мае планируем получить первую партию. В его составе обезвоженный осадок сточных вод и кора деревьев хвойных пород. Также добавляем минеральную составляющую — песок, который образуется при чистке снегоплавильных пунктов.
— Если продолжить тему оздоровления Волги, то череповчане уже почувствовали результат ваших мероприятий, отдыхая на берегах рек?
— Когда мы в три раза снизим загрязнения — до 800 тонн — безусловно, это повлияет на экосистему водоема. Такое явление, как цветение, будет происходить реже, потому что для фитопланктона и зоопланктона не будет питания; больше станет рыбы, повысится санитарная безопасность водоема.
— Какие планы у «Водоканала»?
— Не снижать темпов развития. В первую очередь продолжать нацпроект «Экология». Не менее важная задача — реконструкция сетей в городе. Тут у нас намечены большие работы. В планах — обновить крупные канализационные коллекторы бестраншейным методом, в том числе способом санации. В этом году мы уже заменили четыре километра главного коллектора Индустриального района. Сейчас строится новый участок канализационного коллектора диаметром тысяча миллиметров и протяженностью 1,2 километра. Он подводит сточные воды Зашекснинского района на левобережный участок канализационных очистных сооружений. Это позволит в 2022 году обеспечить прием и транспортировку для очистки всех ливневых вод с Южного шоссе. Будем реконструировать насосные станции перекачки сточных и ливневых вод в каждом районе. Это сейчас особенно важно: климатические условия меняются, коллекторы должны работать без аварий, чтобы исключить подтопления территорий города.
Людмила Макарова