Сегодня о старом аэродроме рядом с деревней Матурино напоминает только здание, в котором в годы войны находился командный пункт 740-го истребительного авиаполка. Бывшая взлетная полоса давно заросла кустами и деревьями.

В очередном выпуске проекта «Чтобы помнили…» расскажем, как создавался военный аэродром и почему он был очень важен в те годы.

В 1941−42 годах здесь кипела жизнь. Матуринский аэродром играл важное стратегическое значение.

«По территории нашей области проходила Северная железная дорога, которая постоянно подвергалась бомбардировкам со стороны фашистов. Дорога связывала тыл и блокадный Ленинград, — рассказывает учитель истории, руководитель музея „Защитники вологодского неба“ школы № 27 Наталья Козина. — В первые же дни войны был создан череповецко-вологодский дивизионный район ПВО, в который входили 148-я истребительная авиадивизия. В состав этой дивизии, конечно, входили полки истребительной авиации — 731-й и 740-й».

Летчики 740-го авиаполка сопровождали в Ленинград транспортные самолеты с грузами, охраняли от налетов фашистской авиации железную дорогу и Мариинскую водную систему.

В полку было много опытных и отважных летчиков, готовых по первому сигналу боевой тревоги поднять свои машины в воздух. Среди славных имен: Алексей Годовиков, Леонид Горячко, Николай Натоптанный, испанец Ладислао Дуартэ, Иван Токарев.

Жители Матурино рассказывали о трагических эпизодах, когда самолеты падали, не дотягивая до аэродрома. Иногда пикировали прямо на жилые дома. Известно, что неподалеку от аэродрома захоронены несколько летчиков. Вологодские поисковики много лет ищут их могилы. Но однозначного мнения, где именно находятся захоронения, пока нет.

Подробнее о роли череповецкого авиационного узла в годы войны — в программе «Чтобы помнили…».


Наталья Гальперина