Второй мост через Шексну построен наполовину. От АО «ВАД» руководит череповецким проектом Даниил Тяпкин. Специалист рассказал cherinfo, откуда привезут ванты для Архангельского моста, будут ли перекрывать Шексну при строительстве, как будут испытывать мост и почему он станет уникальным.

— Даниил Сергеевич, для вас наш мост не первый?

— Все мосты и не сосчитать! Но через такие крупные реки, как Шексна, мосты я еще не строил. Да и вантовый мост тоже первый в карьере. Пока Череповец — самая северная точка, где мне удалось поработать. Но дорог много построено, а на каждой есть мосты, путепроводы, эстакады.

— Что сейчас с череповецким мостом?

— Он готов больше чем наполовину. Основные работы идут на пилонах. Высота пилона — 120 метров. Он поделен на технологические захватки, которые бетонируются по очереди. Когда сделана одна, мы переставляем опалубку и бетонируем следующую. Так поднимаемся все выше. Седьмая захватка одна из самых важных: на нее опустится пролетное строение. На нее ставятся опорные части, на которые с обеих сторон надвигаются и опускаются пролеты.

— Сколько человек и техники одновременно задействовано на строительстве?

— Зависит от сезона. Сейчас работ минимум, поэтому и людей немного. В разное время от 200 до 1000 человек.

— Чем различается работа летом и зимой?

— Зимой нужны дополнительные вспомогательные сооружения. Центральные опоры — седьмая и восьмая — сейчас обтянуты тентами, которые не пропускают ветер и влагу. Внутри стоят тепловые пушки, чтобы поддерживать определенную температуру. Только так можно подавать бетон. Как только бетон набрал нужную прочность, мы убираем тенты, снимаем опалубку, армируем и идем выше. Из-за этого работы зимой немного дороже. Хотя и летом иногда приходится закрывать, потому что для бетона сильная жара — тоже не очень хорошо.

— Сильные морозы сказались на работе?

— Защитить участок не проблема, сложнее привезти бетон и подать его через бетононасос. Бетон застывает, пока идет по шнеку. Поэтому на несколько дней пришлось остановить бетонирование. В это время мы выполняли другие работы: по металлу, демонтажу стапеля, устройству временных опор.

— Сколько бетона уже залили?

— Точно не сказать. Если округлить, то всего нужно примерно 45 тысяч кубометров. Только на пилоны нужно больше 11 тысяч кубов, осталось около 6,5 тысячи. Плита проезжей части — еще больше пяти тысяч. Сейчас залито уже свыше 30 тысяч кубометров бетона.

Такие мосты, как череповецкий, стоят по 80−100 лет и дольше, если, конечно, соблюдать сроки ремонта, грамотно эксплуатировать сооружение и содержать.

— Мост ведь строится из металла с «Северстали»? Что о нем скажете?

— Пока всё в порядке. Брака не было. Всю партию изготовитель металлоконструкций «Курганстальмост» принял. Это говорит о хорошем качестве. При сборке металлоконструкций мы не вернули ни одного блока. Такие мосты стоят по 80—100 лет и дольше, если, конечно, соблюдать сроки ремонта, грамотно эксплуатировать сооружение и содержать.

Что планируется сделать в 2021 году

забетонировать пилоны и установить пролетные строения
● натянуть ванты
● забетонировать монолитную плиту проезжей части
● обустроить гидроизоляцию
● уложить асфальтобетон

— Расскажите о вантах.

— С ними были трудности из-за санкций. По проекту ванты должны были быть из Швейцарии. Но утвердили французского поставщика, компанию «Фрейсине». Это известный бренд. Вантовую систему сейчас делают, к апрелю ждем первую поставку. Компания пришлет своих специалистов, они будут руководить установкой, натяжением. Это очень сложный процесс. Всего в мире пять-шесть компаний, которые занимаются вантовыми системами такого уровня.

— Что из себя представляют ванты?

— Каждый вант — это система прядей, скрученных из проволоки определенного диаметра. Вокруг прядей — защитная оболочка. Это монострендовая вантовая система. Стренд — тот самый пучок из проволоки, специальным образом скрученный. В каждом ванте определенное количество таких пучков. Всего будет 72 ванта — на каждом пилоне по 36.

— Когда будут соединены берега?

— После установки самой длинной, русловой, части пролетного строения. До этого мы должны забетонировать до определенной высоты пилоны. Когда откроется судоходство, блоки руслового пролетного строения будут подавать с барж и соединять с уже надвинутой конструкцией, крепить с помощью вант, сварки и болтов. Ориентировочно, это в мае-июне.

— Будут перекрывать Шексну на время монтажа центральной части моста?

— Останавливать судоходство мы не будем. Судам тоже нужно доставлять грузы, пассажиров, мы постарались минимизировать задержки. Небольшие будут, но очередей из барж не будет.

— Какие будут перила на мосту? Как на Октябрьском, уникальные?

— Пока неизвестно. Заказчик разрабатывает техзадание для подсветки моста. Мы совместим его проект с нашим. Места под кабели подсветки оставлены, так что на работах это не скажется.

Что планируется сделать в 2022 году

● нанести разметку
● установить дорожные знаки
● обустроить газоны
● установить перила, барьерные ограждения
● смонтировать освещение и ливневую канализацию
● проложить кабели связи и электрокабели
● разобрать временный мост

— На Октябрьский мост во время испытаний выводили груженые самосвалы. Новый мост будут испытывать так же?

— Примерно так же, система с тех пор не сильно изменилась. Проектировщики представят программу испытаний, когда стройка закончится. Разрешат запустить мост, только если все будет в рамках нормативных допусков и отклонений. Скорее всего, для испытаний будет одинаковая техника.

— А как вы оцениваете тоже вантовый Октябрьский мост?

— Интересное сооружение! Все вантовые мосты внеклассные. В Череповце мост будет, по-моему, пятнадцатым такого типа в стране. И это за 40 лет! Внеклассный — значит, что у него нет какого-то класса, для него создан уникальный проект. Индивидуальный, разработанный под местность, погоду, грунт и так далее. Второго такого моста не будет. Могут быть похожие, с таким же количеством пилонов, их расположением. Но пилоны могут быть не из бетона, а из металла, а ванты крепятся не пучком, а по очереди. С такими мостами интереснее работать. Я очень рад, что мне это удалось.


Семен Мануйлов