«Меня спас мертвый дедушка»: как ленинградцы выживали в блокаду
Галина Сидоренко родилась в Ленинграде, жила с мамой и дедушкой. Когда началась война, ей было два года. Во время блокады маленькая Галя потеряла самых близких и чудом осталась жива.
«Я была слабым ребенком, и все думали, что не жилец. Но я выжила…»
Мама умерла от голода в 1942 году. Это было самое страшное и тяжелое время в Ленинграде. Маме было всего 23 года. Папа дошел до Берлина и там умер от ран. Поэтому своих родителей фактически не знаю. Пока мама работала, со мной сидел дедушка. Во время финской войны он потерял ноги. Дедушка умер спустя несколько дней после мамы — некому было отоваривать талоны.
В то время постоянно проверяли квартиры из-за хлебных карточек и чтобы выносить трупы, так как в домах были полчища крыс. Мертвецов старались выносить каждый день. Пришли и к нам. Дедушка был уже мертв. Хотели его вынести, а тут я пошевелилась. Они поняли, что ребенок еще жив. Так что меня спас дедушка. В каждой квартире были таблички с данными родственников, которые есть в Ленинграде. Мою бабушку искали несколько дней. Все это время за мной ухаживали посторонние люди, делились со мной скудным пайком. Чужих детей тогда не было.
Бабушка Вера Сергеева работала на заводе, где делали канаты, специальную ткань для фронта. Тогда трудились на износ. Она работала, а я лежала у нее в ногах, потому что не могла ходить, были проблемы с пищеварением. Так мы прожили до 1944-го, когда блокаду сняли. Это свой День Победы для всех ленинградцев.
«Из одного ада, мы попали в другой»
После снятия блокады в городе стали закрывать госпитали. Больных и раненых, кого можно было вывезти, старались эвакуировать. У бабушки была водянка, поэтому ее заставляли эвакуироваться. А меня выпускать не хотели, считали, что я уже мертвец. Я была совсем слабой. Первые шаги сделала только в десять лет. Бабушка завернула меня в подушки и тайком вывезла.
Где-то по дороге в Краснодар наш поезд в упор расстреляли фашистские самолеты. Люди выскакивали из вагонов в поле. Из всего состава в живых остались только около 30 человек, в том числе я с бабушкой. Помощь подоспела от местных жителей. Они разобрали кого куда. Это необыкновенное чувство милосердия и долга не дали нам погибнуть.
В 1947 году нашелся второй сын бабушки. Он приехал и забрал нас в Черновцы на Западной Украине. А там бандеровцы. Из одного ада, мы попали в другой. Так как я не ходила, меня возили в ящике. И никто не обращал на ребенка внимания. Я видела, как красноармейцев пилили пилами, а тех, у кого были красные звездочки, расстреливали.
Я просила бабушку вернуться в Ленинград. Но, как мы узнали, возвращаться уже было некуда: от нашей квартиры ничего не осталось.
«Мы должны рассказывать об ужасах войны, чтобы это не повторилось»
В Череповец я приехала в 1962 году за мужем. Он тоже был блокадником. Его семья успела выехать, поскольку отец был военным. После войны муж жил в Мариуполе, и по комсомольской путевке его направили в Череповец. В Черновцы он приезжал навестить свою маму, тогда мы и познакомились.
В Череповце я уже 24 года возглавляю секцию блокадников. В 2001 году в ней было 1200 жителей блокадного Ленинграда и 83 участника обороны города. Сейчас нас осталось 53 человека. Мы поддерживаем друг друга, проводим уроки мужества в школах. Историю своей страны нужно знать, чтобы было будущее.
Блокада Ленинграда полностью была снята 27 января 1944 года. Она длилась 872 дня. По разным данным, погибли от 600 тысяч до полутора миллионов человек.
Анастасия Маслова