Ближняя заграница: из Череповца в Минск на четыре дня
Небольшое путешествие в столицу Беларуси совершил журналист cherinfo Семен Мануйлов и решил поделиться своими впечатлениями.
Как добраться
Самый быстрый способ — самолетом. Из Череповца в Минск есть рейсы по воскресеньям и четвергам, обратно — в эти же дни. Время в полете — всего полтора часа, прибытие — в национальный аэропорт «Минск», откуда до города ехать примерно час на рейсовом автобусе. Билет стоит четыре белорусских рубля (сейчас это примерно 106 российских рублей), купить его можно в терминале прямо в аэропорту. Конечно, можно добраться и на такси, но стоить поездка будет в несколько раз дороже.
Деньги, язык, интернет
В Беларуси почти везде принимают российские карты «Мир». Исключение — рынки и торговые прилавки, где рассчитаться можно только наличными. Я не успел поменять деньги в аэропорту, а потом и на вокзале, но не смог заплатить картой только один раз: когда решил купить у магазина голубики на развес — терминала у продавщицы не оказалось.
В Минске говорят на русском. Белорусский язык здесь используется как официальный. Местную речь я слышал только однажды между делом, хотя несколько раз провоцировал минчан нелепыми вопросами про шыпшыну и дзяржаўную архітэктуру. Большая часть вывесок и названий на русском, ориентироваться в городе несложно.
Мобильная связь от российского оператора отключилась сразу, хотя в приложении указана стоимость входящих и исходящих звонков, интернета. Большинство вайфай-точек в городе подключается по СМС, поэтому без местной сим-карты не обойтись. Исключение — гостиницы, где для выхода в интернет предоставят логин и пароль.
Музеи, сады и другие интересности
Меня заинтересовали Национальный художественный музей и ботанический сад Национальной академии наук. Музей оказался достойным. В нем два корпуса. В первом выставлена коллекция русского искусства, есть три работы Верещагина, еще Айвазовский, Левитан и другие художники. Во втором корпусе белорусское искусство: классическое, авангардное и современное. Есть замечательные скульптуры и живописные полотна местных авторов, и даже целая витрина с керамикой Пикассо, подаренной музею.
Ботанический сад за одно посещение обойти не получится: его площадь — больше 90 гектаров, в саду свыше 15 тысяч видов растений. В крытой оранжерее собрана коллекция из 600 видов всевозможных пальм, цитрусовых, кактусов, лиан, хищных цветов. Здесь же живут попугаи и красноухие черепахи.
Одна из самых известных современных достопримечательностей Минска — необычное здание Национальной библиотеки. Наверху огромного ромбокубооктаэдра есть смотровая площадка, откуда открывается вид на город.
В Минске много театров, церквей разных религий, огромных торговых центров. Фактический центр находится в районе Троицкого предместья. Здесь пешеходные улицы, бары, клубы и рестораны. Кстати, в Минске есть и казино.
На реке Свислочь, напротив парка Янки Купалы сделан светомузыкальный фонтан. Его включают по вечерам, представление можно смотреть с набережной. В городе много интересных муралов, не привязанных к событиям и датам. Старые промышленные зоны здесь переделывают в общественные пространства.
Минску 950 лет, но из-за войн и пожаров старинных зданий в городе сохранилось мало. На момент освобождения от фашистов в центре оставалось всего около 70 уцелевших строений.
Велосипедное движение
В городе развито велодвижение, протяженность самой длинной велодорожки — больше 26 километров. Меня удивило массовое использование велосипедов, самокатов и электротранспорта.
Я тоже решил исследовать город на велосипеде, который взял у друзей. Но в Минске немало и велопрокатов, арендовать транспорт можно по часам или на сутки.
Пользоваться велосипедами и электросамокатами можно только на велодорожках и тротуарах. По проезжей части двигаться разрешается, если тротуара нет или он перегорожен. Спешиваться на переходе не нужно, даже если нет отдельного светофора для велосипедистов или зеленой разметки поперек улицы, достаточно снизить скорость до 5−7 километров в час. Как мне пояснили, это законодательная новелла. Раньше велосипедистам нужно было спешиваться, как и в России.
Удивило понимающее отношение пешеходов и автомобилистов к велосипедистам: водители всегда пропускают, даже на нерегулируемых переходах, а пешеходы редко заходят на велодорожки. Я наездил по Минску больше 130 километров и ни разу не видел ДТП или просто конфликтных ситуаций между пешеходами, автомобилистами и велосипедистами.
Водная система
Через Минск протекает река Свислочь. Ее хватало для городских нужд до 60-х годов. Потом построили Вилейско-Минскую водную систему. В нее входит Вилейское и Заславское водохранилища и система каналов. По искусственной трассе вода проходит 62 километра и поднимается на 75 метров вверх.
Благодаря такой подпитке был создан водно-зеленый диаметр Минска — система парков, бульваров, скверов и водоемов с обеих сторон Свислочи, каналы и искусственные водопады Слепянского и Лошицкого водных полуколец.
Сейчас в водно-зеленом диаметре около 20 зеленых зон. На набережных Свислочи и берегах водохранилищ всегда много людей. А еще здесь растут более 200 видов растений и обитает не менее 200 видов птиц, из которых 10 занесены в Красную книгу Беларуси. Увидеть уток, лебедей и даже цапель — обычное дело.
Воду в Минске используют очень активно: я насчитал не меньше трех установок для вейкбординга, по Свислочи ходят лодки, катамараны, каноэ и каяки, небольшие прогулочные суда.
Река Свислочь, протекающая через Минск, имеет 8 крутых поворотов, через нее пролегает 54 моста. И только один мост, соединяющий Немигу с Троицким предместьем, имеет название — «Нижний».
Белорусская кухня и продукты
Везде много блюд из картофеля. Из местной кухни я пробовал холодник, драники и котлету «Папараць-кветка» (в переводе — цветок папоротника). Всё оказалось очень вкусным.
Еще славятся белорусские колбасы и молочные продукты. Производители заверяют, что всё это здесь до сих пор готовят по строгим советским стандартам.
Вывод
В общем, Минск могу посоветовать всем: лететь недолго, менять деньги не нужно, везде принимают российские карты «Мир», есть что посмотреть и куда сходить.
Семен Мануйлов
Автор фото — Игорь Мингалеев