Монумент поставят на площади Революции в октябре. Фигуры Николая и Василия Верещагиных выполнены из бронзы. Высота скульптуры — 4,4 метра, постамента — 1,5 метра. Памятник сделали в мастерской под Смоленском, автор работы — московский скульптор Александр Попов.

«Мой сын дружил с девушкой из Череповца, она рассказала о проекте. Я подал заявку, сделал эскиз. Братья Верещагины заинтересовали сложностью характеров, противоречивостью. Это памятник художнику и родоначальнику молочной промышленности в России. У нас мало памятников художникам, это какая-то личная даже история. Здорово, что „Северсталь“ и, насколько я знаю, лично Алексей Мордашов поддержали такой проект. Специалисты компании относятся к заказу очень скрупулезно: приезжали на производство, смотрели несколько этапов», — рассказывает Александр Попов.

Предварительно скульптор сделал метровую модель памятника.

«С модели по точкам создается увеличительная рама. Далее варят каркас из металла, идет работа над формой, образом. Когда модель в мягком материале в величину сооружения представлена и принята, начинается техническая подготовка к литью: снимается гипсовая форма с модели, потом форма вымазывается воском, снимается так называемая восковка, получается восковая модель в толщину бронзы. Воск вытапливается, и на его место заливается бронза. Когда куски отлиты, они собираются, свариваются, обрабатываются. Идет шлифовка, полировка, чеканка — масса всяких операций», — поясняет скульптор.

При создании памятника Александр Попов бывал в музее Верещагиных, изучал биографию братьев, смотрел место для монумента на площади Революции.

«Работа над художественным образом — вещь сложно объяснимая. Художник вживается в образ, как и актер. Даже если это и не человек вовсе, хоть огурец! Ты должен вжиться в этот образ — стать огурцом. Я много изучал документы, снимки, фотографии, костюмы. Была проблема: искал фотографии сюртуков XIX века, но нигде нет вида заднего кроя. Появилась мысль на „Мосфильм“ обратиться. С архитектором Сергеем Муратовым мы много времени провели на площади Революции: определяли высоту, привязку к местности. Весь памятник будет высотой почти шесть метров. Довольно большой, но для такой площади это нормально: воздух „съедает“ очень много. Посыл в том, чтобы зрители увидели величие этих титанов. Василия Верещагина знает весь мир, а Николая Верещагина — вся Россия, его знают и в Швейцарии, куда он ездил. Хотелось показать простоту и величие этих граждан России», — рассказал Александр Попов.

Александр Попов в профессии более 40 лет. Скульптором решил стать в пятом классе. В 1981 году поступил в Пензенское художественное училище, затем окончил Московский художественный институт имени Сурикова по направлению «скульптура». Занимался миниатюрной, ювелирной скульптурой, станковой и монументальной. Работы Попова есть в Пензе, Ульяновске. Участвовал в восстановлении скульптурных элементов храма Христа Спасителя. К Дню города музейщики готовят персональную выставку Александра Попова в Череповце.

Реконструкцию площади Революции ведут компания «Северсталь» и благотворительный фонд «Доброта Севера». Работы завершатся к Дню города.

Разговор с Александром Поповым записала директор Череповецкого музейного объединения Светлана Султанова.


Валентина Бушманова