Это сейчас узнавать о жизни региона по телевизору могут все жители Вологодской области, даже те, кто живет в самых отдаленных районах. А в 1959 году местные программы и новости смотрели только череповчане. В этом материале собрали интересные факты и воспоминания об истории областного телевидения.

Новости Черинфо

В 1957 году Вологодский облисполком принял решение об организации череповецкой телестудии. Почему выбрали Череповец, а не Вологду? Задолго до открытия студии на металлургическом заводе собралась группа радиолюбителей. Молодые инженеры хотели подарить Череповцу телевидение. Городские власти инициативу поддержали, в Москве тоже не возражали и дали разрешение на строительство телецентра в Череповце.

Днем рождения местного телевидения считается 1 ноября 1959 года, первая передача вышла в эфир 3 ноября. На экраны череповецких телевизоров транслировали концерт военного духового оркестра училища связи.

За несколько месяцев до начала вещания из студии на Ломоносова, 31 шли тестовые программы. Их создавали методом проб и ошибок, так как у большинства сотрудников не было телевизионного опыта. Новые профессии череповчанам помогали осваивать инженеры из Ярославля, которых специально командировали в Череповец.

Первый диктор, Ольга Ушанова, пришла на телевидение прямо с завода, где работала крановщицей.

Ольга Ушанова, диктор, работала на областном телевидении с 1959 по 1987 год

Мне в августе исполнилось 20 лет, а с 1 ноября мы начали работать. Больше всего мне запомнились первые выпуски. Я вела цикл детских передач, призванных приучить детей читать. Детей к нам водили из школы № 6. Это были очень талантливые мальчики и девочки. Еще мне запомнилась передача про оперных певцов в кино. Была программа, которая тронула меня до слез: посвящена она была блокаде Ленинграда, читали стихи Ольги Берггольц. Перед эфиром мне дали текст, который я должна была прочесть перед стихами. По диагонали пробежала его, а когда начала читать в прямом эфире, почти расплакалась. Последний абзац даже не дочитала, потому что тогда бы точно не выдержала. Потом извинялась.

Новости Черинфо

В 1959 году в Череповце было всего 100 телевизоров на 100-тысячный город. Телесигнал принимали только в Череповце и соседних деревнях. Квартиры и дома владельцев ТВ становились клубами: посмотреть программы собирались все родственники и соседи. Работники телевидения увидеть себя не могли — видеозаписи не было: поэтому первые телепередачи не сохранились. Весь эфир тогда был живой.

Татьяна Комарова, ассистент режиссера, работала на областном телевидении с 1977 по 2005 год

Я начинала карьеру микрофонным оператором. До прихода на студию даже не слышала о такой профессии. Мы устанавливали микрофоны, проверяли их и отвечали за них во время передачи. Тогда почти все программы выходили в прямом эфире, поэтому микрофонный оператор всё время присутствовал и мог подстраховать, если что. Но на программе обязательно был и звукорежиссер, мы работали в паре. Новостей, передач тогда было много. Тема человека труда постоянно присутствовала, мы знали фамилии знаменитых сталеваров. На прямые эфиры к нам приходили целыми заводскими бригадами.

Новости Черинфо

В 1961 году телевидение пришло в Вологду и прилегающие районы. Тогда в области было уже 23 тысячи телевизоров, в том числе 3 500 на селе. Это были одни из лучших показателей в РСФСР.

В 1964 году построили радиопередающую станцию Вологда — Череповец. После этого в Череповце стали принимать программы центрального телевидения и передавать сигнал в западные районы области.

Татьяна Сурина, звукорежиссер, работала на областном телевидении с 1970 по 2014 год

На студию я пришла вслед за братом, он там был оператором. Пришла, посмотрела — и очаровалась. Эфир выдавали на огромном пульте. Такой общий длинный пульт, мы все сидели в ряд: и технические работники, и режиссер, и звукорежиссер. Профессия звукорежиссера такая объемная, приходилось не только в студии работать, но и на стройке, на заводе. Выезжали с операторами, репортерами. Звук записывали на маленький магнитофончик. Тогда была кинопленка, не было видеозаписи, картинка и звук были отдельно, потом всё это монтировали. Сейчас вот очень сложно с музыкой, с авторскими правами. А у нас была фонотека, музыку присылали из Москвы. Не скажу, что вся подходила. В передачах о производстве тоже нужна была музыка, потому что шумов тогда не записывали. Камер с записью звука не было. Мы выбирали музыку. Иногда она идет 20 секунд, а нам нужно 35 — приходилось как-то растягивать. Только советскую музыку брали, иностранщины не было.

В 60−70-е годы самой популярной передачей на областном ТВ был киножурнал «БОКС» — «Боевой орган комсомольской сатиры». Автор Константин Опросичев рассказывал о бюрократии, бесхозяйственности и расточительстве. В коллективе передачу окрестили «Бойся Опросичева как собаки».

Мария Сластион, выпускающий редактор, работала на областном телевидении с 1974 по 2003 год

Я занималась планированием всего: от графика водителей и операторов до всей внутренней кухни. В те годы было около 70 сотрудников. Еще был корпункт в Вологде. Командировки — бесконечные. Область такая большая, а дорог не было, техника ломалась, оборудование весило десятки килограммов. Ребята всё это на себе таскали. И машины студийные переворачивались, вытаскивали их тракторами. Ребята и ключицы ломали, и руки. Дороги были плохие, до Вологды добирались шесть часов. Бывало, съемочная группа из Белозерска возвращалась глубокой ночью, а если в мороз еще машина заглохнет, то и под утро. Мобильной связи тогда, естественно, не было.

Мы в эфир выходили не в определенное время — зависели от центрального телевидения. Например, в Москву приехала какая-то делегация, а у нас начинается передача. Приходит телетайп: «Срочно! Брежнев!» А у нас уже полпередачи прошло. И ночью и днем надо было звонить в Архангельск, предупреждать, потому что наши передачи еще там шли. Недоразумения были страшные.

Очень много писем от зрителей приходило. Ругали нас, но чаще именно за сетку вещания.

В начале 1980-х телезрители смотрели два телеканала: московский и местный, который вещал из Череповца. Но у центрального ТВ было преимущество: цветные программы. На областном телевидении современного оборудования не хватало — операторы по-прежнему снимали на черно-белую пленку.

Виктор Трошичев, оператор, работал на областном телевидении с 1977 по 2013 год

Я пришел на студию видеоинженером. Учился всему сам. Только-только поступили видеомагнитофоны «Электрон-2», еще запакованные стояли. А я до этого лишь простые видеомагнитофоны видел где-то у знакомых. На работе же приходилось эту технику ремонтировать, настраивать. Но вскоре «электроны» отжили свое, мы стали переходить на кассетные модели. А я перешел в операторы. Студийные камеры были такие большие, прямоугольные, я застал эти камеры. Были еще супер-VHS, мне такую дали. Больше нравилось ездить в командировки по области. В городе-то морока одна: сидишь, ждешь, будут съемки, не будут. Ну и новые люди в районах — интересно же! А тут одни и те же лица, получается. Нет, ездить гораздо больше нравилось.

В сравнении с работниками завода зарплата была маленькая. Но деньги не самое важное было. Сначала оклад 140 рублей был. Каждый месяц обычно премия 100%. На заводе люди рублей по 500 получали. Но социально мы защищены были. Помню, что давали талоны в столовую, проездные оплачивали на автобус.

Первые цветные программы на череповецком ТВ начали выходить в эфир в мае 1982 года, но поначалу только из студии. Новостные сюжеты всё еще были черно-белыми.

В 1984 году жители области смотрели уже три телеканала: два московских и один местный.

В 80-е самым популярным проектом череповецкого ТВ стала программа «Пульс». Ее авторы, Евгений Марков и Виталий Рацко, главными заказчиками передачи называли зрителей. Еще «Пульс» считался вологодским аналогом популярного «Взгляда».

Евгений Марков, журналист, ведущий, работал на областном телевидении с 1983 по 1992 год

Я начинал в редакции информации. Сначала сложно давались тексты: на сюжет отводилось 50 секунд. Передача у нас называлась «По земле Вологодской». Мы ездили по всей Вологодчине и готовили такие сюжеты. Непросто было: техника сложная, снимали на черно-белую пленку, звук записывали отдельно, потом всё совмещали, склеивали — долгий процесс. А затем был буквально взрыв новых технологий: телевидение стало цветным, появилась первая передвижная телестанция, камеры, которые можно было на плече носить. Телевидение стало более открытым, упор делали на информацию. Поэтому начали выходить передачи «Пульс», «До и после полуночи». Новости у нас стали ежедневными, выпускали итоги недели, поднимали острые темы. Даже как-то раз обсуждали возможность утечки на «Череповецком азоте»: там на одной цистерне с аммиаком была трещина. В передаче участвовали члены горкома КПСС, горисполкома, главный инженер предприятия. На улице собралась целая толпа. Город просто встрепенулся, потому что такая серьезная угроза. В итоге эту цистерну отремонтировали.

Начало 90-х — время прихода рекламы на телевизионные экраны. В 1992 году на студии был создан коммерческий отдел. Ролики про МММ и «Хопёр-Инвест» заполонили не только федеральный, но и региональный эфир. В 90-е зрители полюбили программу «Музыкальные поздравления». В редакцию со всей области присылали письма с заявками на музыкальные приветы родным и друзьям. Особенно часто просили поставить песни Надежды Кадышевой «Течет ручей», «Я не колдунья» и «Широка река». В конце 90-х рейтинг популярности возглавила передача «С Ехаловым по Вологодчине».

Большие изменения на студии произошли в 2000-х.

Алексей Якунин, ведущий, работал на областном телевидении с 1997 по 2010 год

Когда я пришел на телевидение, все прямые эфиры и передачи шли из студии на Ломоносова, 31. В 2004 году производство телепрограмм перенесли в Вологду. Процесс в итоге занял несколько лет. Там реконструировали здание Дома радио на Предтеченской, 32: надстроили этажи для студийных павильонов и аппаратных. Череповецкая студия стала корреспондентским пунктом.

О яркой истории областного телевидения в Череповце по-прежнему напоминают две телевизионные башни, которые стоят по соседству. Первую, 100-метровую телевышку построили вместе со студией в 50-е. В 1987 году рядом выросла новая, высотой более 200 метров. Вторая башня до сих пор входит в число самых высоких телевизионных сооружений России.

В материале использованы фотографии из архива «ГТРК Вологда» и личных архивов сотрудников телевидения.