Своими наблюдениями поделились контролеры «Электротранса».

Так, по словам контролера с четырехлетним стажем Ольги Буровой, чаще зайцем пытаются проехать в трамваях подростки до 16 лет: дети знают, что их нельзя высаживать из транспорта, и пользуются этим. Есть и такие, кто постоянно и сознательно ездит бесплатно.

Нередко среди безбилетников встречаются мужчины старше 40 лет. Как рассказала Ольга Бурова, есть пассажир, которого штрафовали несколько раз, но за проезд он всё равно не платил из принципа. Обычно контролеры сразу замечают зайцев: те нервничают, встают с места, ходят по салону, при виде проверяющих у них бегают глаза.

Смена контролера длится восемь часов, за это время один сотрудник успевает проверить 40—45 вагонов, или примерно тысячу пассажиров.

«С напарницей работа идет быстрее. Сначала приходим в депо, там получаем терминал для проверки оплаты, камеру, без которой не имеем права выходить на линию, и план-задание, где записываем свои данные, время начала и окончания работы, остановку, номер вагона, время начала проверки. В терминал вводим свои данные, прикладываем к валидатору карту ревизора, затем переносим ее на терминал. Когда все загрузилось, начинаем проверку. Устройство показывает, оплачен проезд или нет, — говорит Ольга Бурова. — Бывают очень агрессивные безбилетники. До драки, конечно, не доходит, но говорят очень обидные вещи. Мы стараемся погасить конфликт, на этой работе приходится быть психологом. Но зайцев стало гораздо меньше: помогли рейды с полицией и то, что контролеры работают с камерой. Пассажиры сейчас лучше платят за проезд».

В «Электротрансе» восемь контролеров, в их обязанности входит проверка оплаты проезда и багажа, выявление безбилетников.

Штраф за безбилетный проезд — 500 рублей, за повторное нарушение — тысяча. На зайца выписывают акт. Затем нарушитель приходит в мэрию, где на него составляют протокол, который рассматривает административная комиссия.


Катерина Скресанова