1418 самых страшных дней

63 года назад советский народ одержал Великую Победу над фашистской Германией. Свобода далась дорогой ценой — более 30 миллионов человеческих жизней. Отголоски войны в каждой семье...

Николай Ератин, председатель череповецкого совета ветеранов войны и труда: «Ещё 21 июня 1941 года мы ходили с друзьями купаться на Ягорбу и даже подумать не могли, что уже завтра наступит война. Спустя пару дней после 22 июня Череповец был поставлен на военное положение. Всюду на чердаках была установлена аппаратура, чтобы скидывать бомбы. Во дворах начали рыть траншеи для укрытия от осколков. А сколько людей отдали свои жизни за Победу. Ведь мало кто знает о том, что от Тихвина до Череповца — это кладбище длиной в 400 километров».

Анастасия Жирненкова, ветеран Великой Отечественной: «Мне было 16, когда война началась. На месте было не усидеть, кругом окопы, раненые, поэтому рвалась помогать старшей сестре. Взяли меня санитаркой в перевязочную. Госпиталь наш был передвижной, то есть располагался в поезде. Спустя год мне поручили уже целый вагон с ранеными солдатами. Заботилась о 36 госпитализированных. Объездили всё страну вдоль и поперёк. Случалось и так, что на моих глазах умирали солдаты. Ой, сколько слёз то было. Но всё равно находили в себе силы и трудились и медали зарабатывали за труд».

Иван Яншин, ветеран войны, полковник в отставке: «Новость о Победе застала меня в Архангельске. Ночь. Уже прозвучала команда: отбой. И вдруг кто-то крикнул: „Победа!!!“. Мы поднялись с кроватей. Кричим: „УРА!!!“. Командир роты прибежал из соседней комнаты и не понимает, что происходит. На глазах у нас, молодых пацанов, слёзы радости и грусти, потому что миллионы не дожили до этого счастливого дня. Страна, которая находилась 4 года в чёрном царстве, ожила».

Олег Кувшинников, мэр города Череповца: «У меня дед воевал. Он, ещё когда был жив, рассказывал про все тяготы военной жизни. Мне особенно запомнились рассказы деда про первые месяцы 1941 года. Мы защищались голыми руками практически. Он рассказывал, когда солдатам не хватало оружия, на наши войска шла армада танков, а наши русские солдаты шли в рукопашную, даже без винтовок воевали».

Александра Баданина, председатель городской Думы: «Я любовалась медалями отца, даже порой себе надевала на школьную форму. А медали сверкали, ордена блестели на моём белом передничке. Их было так много — это и медаль за отвагу, медаль боевого красного знамени, за освобождение концлагеря, медаль за спасение командира. А каждая медаль — это ходьба по лезвию ножа».

Денис Редькин, курсант военного института: «Я еще с детства помню, как мы всей семьей ходили на Парад, а потом возлагали цветы к вечному огню. Мама все время плакала, очень у нас много родственников погибло в той войне... 9 мая — это святая дата для каждого из нас».

Ирина Климова, корреспондент «ИМА Череповец»