Подводные тайны Вологодчины

В реках и озерах северо-запада области остаются под водой почти два десятка затопленных судов.

Находясь под водой, старые баржи и катера не приносят природе, по мнению экологов, ничего хорошего: металл ржавеет, дерево гниет. Поэтому важно не только знать об их местонахождении, но и поднять из воды и утилизировать. Работу по выявлению и постановке судов на учет ведут Росприроднадзор и природоохранная прокуратура вместе с рыбинспекцией и местными властями. По словам прокурора Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Светланы Павленко, главная проблема — в утилизации старых плавсредств, а именно в дороговизне этой процедуры. Светлана Павленко: «Необходимо много затрат, чтобы поднять эти суда. А Череповецкое предприятие водных путей и судоходства принимает участие в этом только тогда, когда плавсредства затоплены именно по судовому ходу. В этом тоже заключается сложность, потому что это специализированная организация, которая может помочь и обязана смотреть за безопасностью судоходства, но здесь их полномочия не распространяются».

В этой ситуации находить специализированные организации для поднятия и утилизации затопленных судов становится задачей контролирующих органов, в том числе и прокуратуры. Иногда, по словам Светланы Павленко, приходится в судебном порядке заставлять поднимать плавсредства их собственников: «Было у нас два прецедента, когда мы собственников через суд заставляли поднимать и утилизировать эти плавсредства. Дважды такое было в добровольном порядке. И на данный момент осталось 16 таких судов на территории, поднадзорной нашей прокуратуре».

Череповецкая природоохранная прокуратура курирует 12 районов, в основном севера и запада Вологодчины, где и расположены ее основные водоемы. Поэтому и львиная доля затопленных судов приходится на эту часть области.

Алексей Богомолов