Аномальня жара, засуха, неурожай, рост цен на зерно и корма — цепная реакция после знойного лета — 2010 послужила толчком к подорожанию основных продуктов. За последние 7 месяцев цены, например, на гречу и пшено увеличились на 120%, на подсолнечное масло — на 40%, на сахарный песок — на 20%.

О ситуации на продовольственном рынке области сегодня говорили в мэрии Череповца представители Департамента сельского хозяйства, управления городской экономики, а также представители розничной и оптовой торговли.

«Стоимость набора продуктов из 11 значимых продуктов в среднем по области составляет сегодня 246 рублей 48 копеек. При этом этот показатель ниже, например, по Вологде и составляет 228 рублей, по Грязовецкому району — 229 рублей, по Великому Устюгу 232 рубля, — рассказывает и. о. начальника управления торговли Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области Ольга Емельянова. — А вот самый высокий показатель — в Череповце, стоимость набора основных продуктов здесь составляет 267 рублей 24 копейки».

Как показал мониторинг, Череповец в ценовом вопросе выглядит не в лучшем свете. Если сравнивать Вологду и город на Шексне, то в Череповце хлеб дороже на 11%, молоко — на 20%, творог — на 29%. На 22% цена выше на масло «Крестьянское», на цыплят — на 12,3%.

«Когда мы сравниваем цены по городам, нам ещё надо сравнивать уровень средней заработной платы, — считает заместитель мэра Череповца Михаил Ананьин. — Конечно, несмотря на то, что уровень средней заработной платы и цен в Череповце выше, надо понимать, что у нас есть пенсионеры, инвалиды и малообеспеченные семьи. И здесь как раз появляется фактор социальной ответственности бизнеса перед населением, к которому мы призываем и который нам необходимо использовать».

Рекомендация торговым сетям — установить торговую наценку на одну или несколько позиций по 11 социально значимым товарам в размере не более 10% −15% и выделить их ценниками жёлтого цвета. В Череповце в акции «Социальная цена» задействованы 75 предприятий торговли. Ещё столько же и без жёлтых ценников торгуют с минимальной надбавкой.

«Никто не поспорит, что хлеб у нас дорогой. И основные наши усилия направлены на создание достаточно серьёзной конкурентной среды в этой сфере, то есть наша задача — дать возможность потребителю выбрать, у нас на сегодняшний день около 30 альтернативных поставщиков хлеба», — говорит начальник управления городской экономики и торговли Елена Авдеева.

Ещё один способ стабилизации ценовой обстановки и как совет от коллег из других районов- внедрение и расширение социальных проектов: использование дисконтных карт «Студент», «Ветеран», «Забота». Последний, кстати, уже реализуется в Вологде и Великом Устюге, причём скидки на товары и услуги население получает не только в продовольственной сети, но и в парикмахерских, аптеках и АЗС.

В Череповце предложение на заметку уже взяли, идёт процесс обсуждения деталей. А пожалуй, один из самых доступных способов «сбить цены» — проведение ярмарок. В целом по области в этом году их запланировано 111, а 23 сельхозраспродажи уже прошли. И Череповец в этом смысле на передовых позициях. Еженедельно на рынке на улице Леднева проходит ярмарка выходного дня, а раз в месяц — «Дары Вологодчины». Предстоящая суббота исключением не станет, желающих приобрести овощи, мясо и молочные продукты по сниженным ценам ждут на сельхозрынке.

Бушманова Валентина