Здесь состоялось выездное заседание комитета по бюджету и налогам областного парламента.

 

К авиации сейчас приковано пристальное внимание властей всех уровней: последние трагедии в воздухе красноречиво говорят, что здесь не все в порядке. Президент Дмитрий Медведев поставил задачу модернизации авиапарка и повышения качества услуг авиаперевозчиков. Сейчас же и вовсе идет речь о резком сокращении числа авиакомпаний.

 

«На сегодня в России действует порядка 130 авиакомпаний, — говорит председатель комитета по бюджету и налогам областного парламента Алексей Канаев. — Из них 85 процентов регулярных перевозок осуществляют 10 компаний. Вся остальная работа — небольших компаний, работающих на местных воздушных линиях и чартерных перевозках. В этом году, по мнению Минтранса, летные происшествия и трагедии случались именно с этими компаниями. Основная причина — отсутствие у небольших компаний и финансовых средств, и кадровых ресурсов, и современного парка самолетов».

 

Федеральный бюджет до 2020 года выделит на развитие авиации более 5 триллионов рублей. Однако в основном федеральные программы рассчитаны на крупные стратегические аэропорты. Те, что работают на Вологодчине, к ним не относятся. Между тем ключевой вопрос — безопасности перевозок — касается любого авиапредприятия, в том числе и небольшого.

 

«Безопасность надо обеспечивать, — сказал на совещании гендиректор авиапредприятия «Северсталь» Николай Ивановский. — Это ключевой момент. Если мы почувствуем, что не обеспечиваем безопасность, предприятие надо закрывать сразу. Мы не будем доводить его до банкротства, его просто надо закрывать. Потому что это угроза жизни наших граждан».

 

Между тем для обеспечения безопасности перевозок нужны в том числе и финансовые вложения — как в инфраструктуру аэропортов, так и в обновление авиапарка. Авиаторы просят не отменять для них льготу по налогу на имущество, что планировалось сделать с 2012 года. Если учесть, что тот же череповецкий аэропорт не является дотационным и живет тем, что заработает, налоговые послабления для него крайне важны. Только за счет этой льготы предприятие развивалось все последние годы. В этом году закуплены два канадских самолета CRJ - 200, которые постепенно должны сменить легендарные ЯК-40. Еще одна новая машина поступит в ноябре. Каждый самолет стоит 25 миллионов евро. Если платить с этой цены больше двух процентов налогов, заниматься этим бизнесом уже смысла нет.

 

Еще одна просьба авиаторов — отменить для них арендную плату за землю. Правда, это касается не череповецкого, а вологодского и великоустюгского аэропортов: у череповецкого авиапредприятия земля выкуплена в собственность.

 

«Авиационный бизнес в целом низкорентабельный, — отмечает заместитель директора Вологодского авиапредприятия Александр Воробьев. — А если говорить о региональных, местных перевозках, то он в принципе убыточный. По данным Росавиации, рентабельными являются только полеты в Москву и за границу. Все остальные полеты признаются нерентабельными и убыточными».

 

По словам чиновников от транспорта, сложная ситуация в авиации сейчас складывается не только на Вологодчине. Между тем в нашем регионе эта отрасль по крайней мере сохранена и действует. Более того, область по мере возможности поддерживает авиаторов.

 

«Мы убеждены, что будут востребованы полеты и в Великий Устюг, и в Вытегру, и в Кич-Городок, — говорит председатель комитета по транспорту и связи Вологодской области Владимир Кравчук. — Невозможно развитие нормальных торговых, деловых, других связей с другими регионами, если у нас не будет этого вида транспорта. Это мировой опыт».

 

Сейчас авиапредприятие «Северсталь» считается одной из лучших региональных авиакомпаний. Более того, череповецкий аэропорт стремится получить статус международного, что позволит открыть новые зарубежные рейсы. А для самостоятельного развития компании важно сохранить льготу по налогу на имущество. Для области прибыль от него по авиации составит порядка 20 миллионов рублей в год. По словам представителя Департамента финансов области Елены Никоновой, львиную долю этой суммы должно заплатить Череповецкое авиапредприятие.

 

Для него это достаточно большие деньги. По мнению председателя бюджетного комитета Заксобрания Алексея Канаева, в масштабах области вопрос сохранения и развития авиации перевешивает эту сумму. Поэтому сегодня депутаты предложили рассмотреть возможность сохранения налоговой льготы для авиапредприятий. Кроме этого, не исключено привлечение федеральных средств в развитие авиации. Это проекты по реконструкции аэропортов в Вологде и Великом Устюге. Также решено рассмотреть возможность создания долгосрочной целевой программы развития авиации на Вологодчине.


Богомолов Алексей