Российский академический молодежный театр из Москвы сегодня показал на сцене Камерного театра в Череповце спектакль «Бесстрашный барин», наполненный фантастическими персонажами и шутками и приколами с вполне современным подтекстом. Умная сказка для умных детей за счет наличия древних архетипов и моделей поведения оказалась интересна и взрослым.

Русская народная сказка «Бесстрашный барин» в пересказе Александра Афанасьева в постановке московского театра претерпела видоизменения для того, чтобы не травмировать юных зрителей. Если в оригинале главный герой (бесстрашный барин, который отправляется странствовать и побеждает нечисть) в конце все же умирает, пав от рук злых сил, то здесь его смерть, а с ней и все приключения оказываются лишь сном.

«У нас были долгие споры, как показать детям сказку, где главный герой погибает. Мы долго буксовали, но в итоге выдумали это пространство сна. Пока ни один ребенок на наших спектаклях не заплакал», — рассказывает исполнитель роли колдуна Денис Баландин.

Как признаются актеры, постановка рассчитана на небольшие залы и играть в Камерном театре Череповца именно «Бесстрашного барина» им было непросто.

«Этот зал для нас большой, обычно у нас в зале сидят 40 человек. Здесь было в десять раз больше. Конечно, большой зал провоцирует играть поярче и погромче, хотя изначально мы ориентировались на более камерное общение с ребенком. В этом проекте найдены принципиально новый подход и новый язык общения с детьми, который как раз не требует трюков и громкой игры», — объясняет «барин» Михаил Шкловский.

Исполнитель роли пугливого слуги бесстрашного барина Алексей Мишаков говорит, что специально никто из актеров не читал книг по детской психологии, но многие ориентировались на личный родительский опыт.

«Мы не ставили целью шутить и веселить детей, за счет шуток просто пытались делать эту историю легче, — утверждает актер. — Когда играешь с собственным ребенком, видишь, что он реагирет на тебя только тогда, когда ты сам во что-то веришь. Веришь, что этот кубик — самая высокая башня в мире. Если не веришь, ребенок не будет с тобой играть. Мы здесь тоже пытаемся поверить, что мы едем в поезде, что мы зашли в избу. В конечном итоге мы пытались сделать все, чтобы зритель понял: не нужно заигрываться во что-то и переходить границы, особенно в наше время».

29 и 30 ноября фестиваль «Золотая маска» продолжится спектаклем театра имени Евгения Вахтангова «Маскарад» по произведению Михаила Лермонтова.

Театральный фестиваль «Золотая маска» традиционно проводится в Череповце с 2010 года при финансовой поддержке компании «Северсталь».

Василий Корешков