Алкоголь, наркотики, курение — об этих проблемах подростков и взрослых слышали все. Многие знают, и как с ними бороться. Но в современном обществе появились и другие виды зависимости — нехимические. Это компьютерная зависимость, трудоголизм, шопоголизм, игромания, зависимость от сериалов, реалити-шоу и даже диет. О самом, пожалуй, злободневном недуге — компьютерной и интернет-зависимости — читателям cherinfo.ru рассказала психолог Череповецкого отдела медицинской профилактики Надежда Теплякова.

— Надежда Васильевна, каковы причины компьютерной зависимости?

— Компьютерная зависимость относится к аддитивному виду поведения. Это уход от реального мира в виртуальный. Причины разные, как у взрослых, так и у подростков. У детей основными предпосылками являются нарушение детско-родительских отношений и проблемы в школе. Неумение решать проблемы, с которыми столкнулся в реальном мире. Происходит уход в мир виртуальный, где все гораздо проще, где можно стать героем, менять роли, быть разным.

— Есть ведь интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр?

— Это лишь виды, но знаменатель общий. Например, взрослые зачатую глубоко погружаются в информацию, изучают определенные сайты, переходят с одной странички на другую или находят себя в социальных сетях, бесконечно общаются. Таким образом уходят от бытовых, домашних или рабочих проблем. У детей более распространено увлечение играми, хотя и социальные сети тоже вызывают огромный интерес. Бывает, что люди сидят в трех метрах друг от друга и не могут наладить контакт, а через соцсети успешно переписываются. Взрослым игры также не чужды. Сейчас даже некоторые семьи из-за этого разваливаются, например, в связи с увлеченностью мужа «танчиками» или жены «зомбиками».

— Какие шаги предпринимаются в городе для противостояния компьютерной зависимости?

— Центр медицинской профилактики как раз настаивает на том, что нужно поднимать эту проблему в обществе. Наша цель — привлекать внимание, говорить, что нехимические виды зависимости — это новый для нашего общества вызов с плачевными последствиями. Необходимо формировать комплекс мероприятий, например, на уровне образовательных учреждений. Учителя ведь замечают детей, которые «зависают» в виртуальном мире. Конечно, кроме информирования, должны приниматься определенные программы, как я сказала, в школах, где будут работать над проблемой психологи и социальные педагоги. Наша роль — обозначить проблему, привлечь специалистов, которые могут показать родителям, супругам, что если есть тревожные звоночки в семье, то нужно не отмалчиваться, а искать способы коррекции зависимости. А мы можем подсказать, где и как это сделать. Специалисты есть в психоневрологическом диспансере, в службе «Дорога к дому».

— Какую альтернативу гаджетам можно предложить ребенку, чтобы вернуть его в реальный мир?

— Здесь все психологи сходятся во мнении, что в нашем мире невозможно отстранить ребенка, любого человека от компьютера полностью. Этого и не нужно. Здесь самым эффективным способом является стратегия сдерживания — не запрещать ребенку сидеть у компьютера, а ограничивать время пользования.

— А не бывает так, что родителям удобно, когда дети заняты компьютером?

— Зачастую срабатывает такой механизм. Родители имеют вторичную выгоду от такого поведения. Ребенок, во-первых, на глазах. Он занят. Родитель понимает, что дитя разбирается, тянется к прогрессу. Естественно, что родители часто спускают все на тормоза. Очень много моментов, когда родители просто откупаются дорогими подарками. Не книгу подарить, а смартфон, планшет, ноутбук. И таким образом показать свой статус, что семья может себе позволить многое, не понимая, что за этим может последовать.

— Как бороться с компьютерной зависимостью у детей?

— Здесь главное, что каждый родитель ответственен за времяпровождение своего ребенка. Он должен понимать свою роль и проговаривать с ребенком время, отведенное компьютерной игре, общению в соцсетях. В школе педагог может только обозначить, что подросток стал плохо учиться, стал невнимательным, сидит, постоянно уткнувшись в телефон. А родители на своем уровне должны включать тактику сдерживания. Необходимо рассказать о своих чувствах детям, о переживаниях. В этом случае морали и жесткие, авторитарные запреты не помогут. Наоборот, у ребенка возникает сопротивление, он может назло искать другие способы доступа к компьютеру. Если разговоры по душам не дадут положительного результата, нужно обязательно обращаться к специалистам, ведь любая болезнь требует специализированного лечения, и зависимость от компьютерных игр не является исключением.

— Но ведь игра для ребенка считается естественным и даже полезным процессом.

— Да, в жизни ребенка игра имеет большую роль. С самого маленького возраста, особый пик с 5 до 11 лет, когда дети должны просто играть. Очень многие родители увлекаются какими-то развивающими методиками, учат писать в два-три года, водят на какие-то курсы, тратят деньги, а на самом деле в этом возрасте надо с ребенком максимально играть. Он тянется к человеку, который с ним играет, держит его внимание. Родители совершают ошибку, когда ребенок, не наигравшись в детстве нормальными играми, в подростковом возрасте уходит с головой в компьютерную игру. В юном возрасте у него было максимально раннее развитие, а процесса проигрывания не было, а это и есть предпосылка к зависимости. Давно известно, что для ребенка на каждой стадии развития является максимально полезным. Часто эти стадии родителями не воспринимаются всерьез. Они думают, что сами смогут скорректировать развитие своего чада, но ошибаются. Игра имеет огромное значение в жизни ребенка. Особенно полезны дворовые игры, сейчас они, к сожалению, не так популярны. В командной игре формируется умение взаимодействовать с партнерами, умение избегать конфликтов, есть возможность видеть реакции разных людей. Ведь где-то ребенок выигрывает, а где-то проигрывает, и на каждый момент он испытывает определенные эмоции, живые, а в компьютере это невозможно.

— Каковы симптомы компьютерной зависимости?

— Есть три стадии формирования компьютерной зависимости. Первая — увлеченность на стадии освоения, вторая — состояние возможной зависимости и третья — выраженная зависимость.

— Расскажите о каждой стадии и методах коррекции поведения ребенка.

— Увлеченность на стадии освоения — ребенок подключается к процессу из-за огромного интереса. Это знакомство с возможностями компьютера, с игрой, это очень захватывающий процесс. Признаки: долгое сидение у компьютера, высокая концентрация внимания, игра захватывает, не привлекает ничто другое, присутствует эмоциональное возбуждение во время или после игры. Я даже по своему ребенку знаю (ему десять лет), что после игры у него идет бурное обсуждение того, что там происходит. Вроде со стороны взрослого игра совершенно нелепая, а у ребенка она вызывает столько эмоций! Но эмоции у ребенка реальные, а мир — виртуальный. Когда у нас возникают эмоции, мы их в деятельности должны выразить. Если это игра со сверстниками, то ребенок двигается, играет, например, в войнушку, бегает, прячется, стреляет. Все эмоции выражаются тут же. Опасность компьютерной игры в том, что эмоций много, а выхода нет. Ребенок после игры весь накрученный. Если родитель видит, что у ребенка такое состояние, то нужно сходить погулять, сменить обстановку, вид деятельности. Если его оставлять в таком состоянии, то эмоции накапливаются. В случае такого увлечения компьютером необходимо настаивать на соблюдении временного режима, предлагать ребенку что-то более интересное, переключить его на другой вид деятельности (помощь по дому, выполнение важного поручения и другое). Необходимо проводить ненавязчивую цензуру игр (сайтов в Интернете), чтобы оградить от жестоких, психологически тяжелых игр. Самое главное, подросток должен участвовать в обсуждении, почему нужно сократить время на игру, почему не во все игры можно играть. Он должен не просто получить указание, а еще и быть услышанным: почему ему эта игра нравится, какие друзья с ним играют, почему нужно столько-то времени на это. Нужно собрать максимум информации, а затем в реальной жизни направить его в какую-то секцию или подтолкнуть к кругу общения, которого ребенку не хватает.

— Что происходит с ребенком на стадии состояния возможной зависимости?

— Это уже сильная погруженность либо в игру, либо в Интернет, либо в социальные сети. Как говорят, человек из компьютера просто не вылезает. Проводит за ним более трех часов в день, очень опасно, когда это три часа подряд. Ребенок сел и не отрывается от монитора. Обычно это происходит, когда он остается дома один. Происходит снижение интереса к учебе, падает успеваемость. Начинаются жалобы учителей на такое поведение. Они просят родителей принять меры. Еще один признак — негативное реагирование на любые препятствия, мешающие компьютерной игре. Если ребенку запрещают помногу играть, то с его стороны начинается бурное реагирование, протесты. Он понимает, что его попросту лишают удовольствия. У ребенка сужается круг общения. Из друзей уходят те, кто не увлечен компьютером. Физиологически признаки: пропадает аппетит, ухудшается сон, часто болит голова, начинаются проблемы с желудком, с позвоночником, со зрением, то есть целый комплекс медицинских проблем. В этом случае родителям необходимо проконтролировать, но ненавязчиво, другую деятельность ребенка. Как он ведет себя в школе, как посещает кружки или секции, нет ли прогулов. Обязательно настаивать на соблюдении времени нахождения за компьютером, не позволять бесконтрольно выходить в Интернет, больше общаться с ребенком, вовлекая его в процесс решения реальных проблем. Уже желательно обращаться к психологу или специалисту по нехимическим зависимостям. Когда родитель сам не справляется с ситуацией, лучше не затягивать с привлечением специалистов.

— Как ведет себя ребенок на третьей стадии?

— Ребенок себя уже не контролирует. Он явно эмоционально неустойчив и при нежелательном прекращении игры может очень бурно реагировать либо, наоборот, уходить в депрессию и не реагировать никак. Подросток выглядит так, словно погружен сам в себя. На этой стадии возможны уходы из дома, чтобы поиграть в компьютерные игры у друзей или в клубе, происходит угасание интереса к общению, компьютер полностью заменяет друзей. В таком состоянии ребенок нуждается в квалифицированной помощи специалиста. Третья стадия может быстро перейти в стадию клинической зависимости, при которой потребуется помощь врача-психиатра в стационаре. Чтобы таких состояний не было, необходима информированность, чтобы родители понимали, что такая проблема существует.

— Есть какая-либо статистика детской зависимости в Череповце?

— На сегодняшний день такой статистики нет. До сих пор в медицинской терминологии нет такого понятия «компьютерная зависимость». Факты выявляются в бытовом общении друзей, знакомых и так далее.

— Каков вывод?

— На первом месте — родительская ответственность. Необходимо как можно больше вовлекать ребенка в игры реальные, на улице, с другими детьми. Если ребенок «зависает» у компьютера, то понять, почему это происходит, чего ему не хватает и где он может себя реализовать. Важно обсуждать это с подростком, делиться, чувствовать, узнавать, куда бы он хотел пойти в выходные. Может, ему что-то интересно, и он давно об этом говорил родителям, но его не услышали. Очень важно на уровне семьи друг с другом взаимодействовать. Бывает, что взрослые не слышат потребностей детей, разбегаются по углам, каждый уходит в свой виртуальный мир и там находит успокоение, удовольствие или же понимание. Нужно учиться слышать друг друга, тогда и зависимых от «железного интеллекта» будет меньше.


Людмила Макарова