Совместные закупки — это не магазин: если вещь не подошла по размеру, ее уже крайне тяжело обменять или вернуть Фото: http://www.shop-fire.com

Покупка товаров по сниженным ценам продолжает оставаться актуальной проблемой в условиях кризиса. Если с поиском дешевых продуктов питания череповчане вполне освоились, штурмуя сельскохозяйственные ярмарки и магазины со скидками, то с непродовольственными товарами все гораздо сложнее.

Совместные закупки или «удаленный шопинг» — изобретение тех, кто не любит или не имеет возможности гулять по магазинам, ассортимент которых к тому же не всегда удовлетворяет запросам требовательных покупателей. Механизм достаточно прост: организатор закупки приглашает пользователей сайта, форума или группы в соцсети ознакомиться с ассортиментом продукции поставщика, формирует минимальный заказ, в результате чего поставщик продает товар по оптовой цене.

Сбор денег с заказчиков, оформление и получение товара, его расфасовка и выдача ложится на плечи организатора. За все хлопоты и расходы он выставляет наценку — от 10 до 20%. Но даже с ее учетом цена получается на порядок дешевле, чем в магазине.

В таких группах можно заказать одежду и обувь, предметы для дома, аксессуары, косметику. Поставщики работают и в России, и за рубежом.

Основные пользователи сервисов совместных покупок — женщины: студентки, мамы в декрете, любительницы шопинга, а также те, кто не может найти необходимый товар в розничных магазинах.

«Маленькое разнообразие товаров в магазинах, ценовые накрутки — вот что привело меня к совместным покупкам, — объясняет онлайн-покупатель Ольга. — Единственное, что я по-прежнему покупаю в магазинах — это продукты питания».

Как правило, организацией закупок занимаются тоже мамы, сидящие в декрете, или студенты. Возможно, кто-то надеется на этом заработать, однако на практике риски часто превышают возможную прибыль.

«Доход нестабильный. Например, в этом месяце продаж у меня было меньше, чем в предыдущем. Мой главный риск — отказ покупателя оплачивать заказ, мне тогда приходится самой рассчитываться с поставщиками. В условиях колебания курса валют риски возросли значительно», — признается организатор закупок Елена.

В последнее время спрос на совместные закупки несколько снизился. Особенно это касается доставки товаров из Китая, где все привязано к доллару, и где сильно возросла стоимость доставки.

«Заработать на этом практически невозможно, потому что слишком много рисков. Например, у нас часто товар просто вынимали на таможне. Бывали случаи, когда сумка приходила практически пустая, и мне приходилось возвращать людям деньги. Однажды мне из собственного кармана пришлось выплатить 10 тысяч рублей», — рассказывает Наталья Каплина, которая несколько лет занималась совместными закупками.

Еще одна проблема организаторов, по ее словам, — разбор товара. Все коробки, свертки и пакеты хранятся в квартирах, занимая все свободное пространство. У некоторых заказчиков не хватает времени, чтобы своевременно забрать покупку, так что для особо медлительных покупателей иногда даже вводятся пени.

Татьяна Седова уже три года приобретает вещи через совместные закупки, считая, что это значительно экономит время. Чтобы снизить риск, Татьяна пользуется только проверенными группами, где организаторы всегда оставляют отзывы о товаре, предупреждая о несоответствии размеров или качества. Но и это не дает полной гарантии, что результат не разочарует.

«Однажды я заказывала лыжные брюки ребенку из Китая. Их и еще несколько вещей в заказ не положили. С организаторами вопросов не возникло — мне сразу вернули деньги. Единственное, я потеряла очень много времени, ожидая заказ, а ведь делался он как раз по сезону. Пришлось спешно идти в магазин и покупать эти же брюки, только на порядок дороже», — говорит заказчица.

Нарекания у онлайн-покупателей вызывают в основном почтовая доставка и качество товаров.

«Мой заказ потерялся на российской почте. Но поставщик после выжидания срока доставки товара сразу вернул деньги на карту. «Почта Радости», что говорить», — рассказывает покупатель Светлана.

Даже если товар доставили вовремя, это не всегда гарантирует ожидаемое качество. Нужно понимать, что совместные закупки — это не магазин: если вещь не подошла по размеру, ее уже крайне тяжело обменять или вернуть.

«Я сталкивалась с тем, что покупаешь кота в мешке: ярлык с моим размером, а в действительности — на четыре-пять размеров меньше», — делится печальным опытом Татьяна.

Но при всех рисках и негативном опыте, надо отметить, что совместные закупки затягивают, превращая организаторов и заказчиков в настоящих шопоголиков. Один клик мышкой — и сделан заказ на новое платье, босоножки, детские игрушки, вазочки, набор специй. И только потом приходит мысль, что все это было не так уж нужно, а многие вещи вообще можно было приобрести в ближайшем супермаркете, не переплачивая банкам за перевод средств с карты на карту и не тратя время и деньги на поездки по квартирам организаторов.

«Большой выгоды не вижу. Сегодня практически все можно найти в магазинах по приемлемой цене. При этом ты можешь убедиться в качестве и размере товара. Совместная закупка оправдана только в том случае, если речь идет о брендах, которых в Череповце просто не найти», — считает череповчанка Светлана Вербицкая.

Стоит добавить, что совместные покупки — изобретение, по всей видимости, отечественное, распространенное в основном на постсоветском пространстве. В зарубежных соцсетях подобные сервисы популярности не имеют.

Алина Волкова, Светлана Долгова